Людмила Джурмий
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Физиолог М. И. Кольцова, установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие мелкой моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш достаточно точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами.
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. А в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. ; в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки руки к письму.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук т. е. мелкую моторику. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Так ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задание, связанное с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Доказано, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить! Считается, что в результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга. Вследствие чего улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.
Поэтому и возникла потребность в разработке системы развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в НОДЕ, в режимных моментах).
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе оргонизации был разработан комплекс занятий по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики : «Оденем куклу на прогулку», дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики, где им предлагается самостоятельно надеть одежду, застегнуть пуговицы, прикрепить липучки, застегнуть молнию.
В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам развития речи как : пальчиковые игры со стишками. Повторение за воспитателем четверостиший, что способствовало развитию речи. «Сорока-белобока», «Этот пальчик-дедушка…»
Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (Крупы, мазайка, конструктор, прищепки, бусы и др)
Обязательным условием для решения данной задачи является создание необходимой предметно- пространнственной развивающей образовательной среды.
Предлагались игры вкладыши, шнуровки, пирамидки, мазайка, разнообразные самодельные игры пособия, которые пополнили пособия на развитие мелкой моторики рук.