серёгина оксана
Универсальные учебные действия у школьников с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию . Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».
У У Д у школьников в норме У У Д у школьников с особыми образовательными потребностями
Личностные У УД (в норме)
Готовность к личностному и жизненному самоопределению, ведущие - учебно - познавательные мотивы, сформированность позиционного и социального мотивов.
Публикация «Универсальные учебные действия у школьников с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
УУД у школьников с особыми образовательными потребностями (ООП) Преобладание внешних мотивов к обучению, недостаток учебно - познавательных и социальных мотивов, в некоторых случаях преобладание игровых мотивов.
УУД у детей в норме
Сформированность «Я - концепции» (физический, психический, психологический, социальный компоненты, компоненты гражданской идентичностей когнитивный, ценностно - смысловой, эмоциональный, деятельностный, смыслообразование.
УУД у детей с ООП
Недостаточная сформированность компонентов «Я - концепции», не всегда адекватная самооценка и уровень притязаний, недостаточность личностной саморегуляции и рефлексивного отношения к себе, своим поступкам, определённые представления о принадлежности к своей социальной общности.
УУД у детей в норме
Сформированность нравственно - этической ориентации; выделение моральных норм, правильная ориентация на мотивы поступков, выделение и идентификация моральных чувств, их осознание.
УУД у детей с ООП
Недостаточная сформированность нравственно - этической ориентации; не всегда выделение морального содержания ситуации (моральные нормы, трудности идентификации моральных чувств и недостаточное их осознание.
Познавательные У У Д (общеучебные)
УУД у детей в норме
Способность к самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели.
УУД у детей с ООП
Сложности в выделении и формулировании познавательной цели.
Умение осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
УУД у детей в норме
Необходимость помощи в поиске и выделении информации, применении методов информационного поиска.
Умение структурировать знания.
УУД у детей с ООП
Выраженные сложности в структурировании знаний.
Умение осознавать и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Сложности в осознании и построении
высказываний в устной (и особенно - в письменной форме).
УУД у детей в норме
Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
УУД у детей с ООП
Затруднение выбора наиболее эффективных способов решения задач.
Умение осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
УУД у детей в норме
Общая сформированность рефлексии способов и условий действия.
УУД у детей с ООП
Осуществление контроля, оценки процесса и результатов деятельности не во всех случаях, несформированность рефлексии способов и условий действия.
УУД у детей в норме
Умение определять основную и второстепенную информацию; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей.
УУД у детей с ООП
Выраженные сложности определения и дифференциации основной и второстепенной информации.
УУД у детей в норме
Умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации. Язык средств массовой информации может быть в общем понятен, но адекватно оценён не всегда.
Умение формулировать проблему самостоятельно и создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. УУД у детей с ООП
Выраженные сложности в постановке и формулировании проблем, невозможность самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем, особенно — творческого и поискового характера.
Логические УУД
УУД у детей в норме
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Умение осуществлять синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Умение выбирать основания и критерии для действий с объектами :
- сравнение
- сериация
- классификация
- умение устанавливать причинно - следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений
УУД у детей с ООП
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Сложности выделения существенных признаков предмета, иногда - опора на случайные, несущественные признаки.
Выполнение операции синтеза в зависимости от сложности задания (вербальное, невербальное).
Сложности с выбором оснований и критериев для действий с объектами :
лучше выделяются различие, чем сходство;
необходимость в стимулирующей или разъясняющей помощи при сериации;
доступны классификации (при отдельных особых образовательных потребностях - только простейшие);
Выраженные сложности:
а)установления,
б)вербализации,
в)установление и вербализации - причинно - следственных связей.
Трудности осознания и (или) построения представления цепочек объектов и явлений; анализа истинности утверждений.
Умение формулировать доказательство. Сложности формулирования доказательства.
Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. Значительные трудности (вплоть до невозможности) выдвижения гипотез их обоснования.
Умение ставить и решать проблемы, формулировать их, самостоятельно определять способы решения проблем творческого и поискового характера. Неумение ставить и решать проблемы, сложности речевого и понятийного характера при формулировке проблемы, несамостоятельность при выборе решения (требуются различные виды помощи, её объём может быть значительным, невозможность самостоятельного решения проблем, особенно - творческого и поискового
Знаково - символические действия.
УУД у детей в норме
Осуществление моделирования - преобразование объекта из чувственной формы в модель. В которой выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково - символическая). УУД у детей с ООП
Выраженные сложности в оперировании знаково - символическими средствами в создании и в преобразовании с целью выявления общих знаков для данной предметной области без специальной подготовительной работы.
УУД у детей в норме
Преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область.
Регулятивные У УД
Сформированы:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- саморегуляция
УУД у детей с ООП
Сложности (вплоть до полной невозможности) самостоятельной постановки учебной задачи;
Трудности планирования, особенно - последовательности этапов деятельности; его поверхностный и формальный
характер.
Сложности предвосхищения результатов деятельности;
Отсутствие контроля деятельности;
Отсутствие потребности внесения необходимых корректив в её результат; формальный характер контроля;
Трудности саморегуляции.
Коммуникативные У УД
Осуществление коммуникативного взаимодействия, учёт разных мнений и позиций собеседников; Не всегда учитываются мнения и ролевая
позиция собеседника, преобладает
эгоцентризм в межличностных и
пространственных отношениях, неумение
обосновать и доказать собственное мнение.
Овладение коммуникативными средствами и способами кооперации, организации сотрудничества. Сложности в согласовании усилий по достижению обшей цели, в организации и осуществлении совместной деятельности, взаимопомощи, взаимоконтроля; низкая коммуникативно – речевая инициативность; средства оргументации. Убеждения, доброжелательного спора практически не сформированы.
Использование большого арсенала коммуникативно - речевой стратегии и тактики-уст «о речевого общения, передачи информации; овладение письменнымы видами коммуникации. Ограниченный набор коммуникативно - речевой стратегии и тактик общения, передачи информации; недостаточность умений слушать и вступать в диалог; трудности выбора точных уместных языковых средств общения, выраженные трудности в овладении самостоятельной письменной речью.
Роли специалистов в системе поддержки и развития детей с особыми образовательными потребностями :
- Классный руководитель/ воспитатель ДОУ: своевременное выявление и направление к специалистам детей с особыми образовательными потребностями.
- Социальный педагог: социальная адаптация ребёнка и взаимодействие с семьёй, профилактика правонарушений.
- Медицинский работник: контроль за объёмом нагрузок.
Психолог : консультирование коллег по выявленным проблемным зонам у ребёнка с особыми образовательными потребностями и выбору стиля взаимодействия с данным ребёнком.
Деятельность педагога-психолога в развитии УУД у детей с особыми образовательными потребностями
Познавательные УУД:
1. Формирование умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.
2. Формирование умение на основе анализа объектов делать выводы.
3. Формирование умение устанавливать аналогии.
4. Формирование умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД :
1. Формирование умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
2. 1. Формирование умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Умение понимать и слушать других.
2. Формирование умение строить речевые высказывания.
3. Формирование умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1. Формирование умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Формирование умение мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
3. Формирование умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.