Получи документы

Укрепление психического здоровья педагога

Ирина Кузьмина
Укрепление психического здоровья педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Укрепление психического здоровья педагога.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации. Они испытывают двойные нагрузки, так как их труд отличается высокой эмоциональной напряжённостью и стрессонасыщенностью.

Публикация «Укрепление психического здоровья педагога» размещена в разделах

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Всё чаще в педагогической деятельности используются термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». Значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате, сказывается на их продуктивность работы.

Исследования свидетельствуют, что у 93% преподавателей наблюдается устойчивый стресс, тревожность, способствующие развитию синдрома хронической усталости. Установлено, что спустя 15-20 лет педагогической деятельности педагог оказывается в состоянии психологического кризиса : развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание, высокая тревожность.

Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике син-дрома «эмоционального сгорания».

Педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

Вашему вниманию представлен пример психологической помощи воспитателям детского сада №4 станицы Ленинградской Ленинградского района, Краснодарского края по поддержанию и улучшению эмоционального самочувствия, укрепления их психического здоровья.

Работа с участниками направлена

- на обогащение эмоционального опыта;

- осознание педагогами собственной неповторимости;

- раскрытие ценностей и показ жизненной философии.

Цель: Умение распознавать свои чувства и ассоциировать их со цветом и размером камня; осознание педагогами собственной неповторимости; обогащение эмоционального опыта; раскрытие ценностей, показ жизненной философии.

Задачи:

- обеспечить благоприятный психологический климат в группе;

- представить форму взаимодействия через технологию проживания;

- научить педагогов модели самопознания;

- вывести педагогов на позицию рефлексии.

Для решения задач и активного взаимодействия с педагогами использовалось интерактивное взаимодействие.

Материалы: мультимедийная установка, камни разного размера, цвета, формы; прозрачные сосуды.

1. Приветствие:

2. Шеринг

- Давайте попробуем разобраться:

1. Для чего нужны человеку знания о себе?

2. Испытывает ли другой человек такие же чувства, что и я?

- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении, Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

3. «Мир камней» Автопортрет (перенесение визуального образа с помощью камня)

А давайте-ка отправимся мы с вами в удивительное путешествие, в волшебные миры… первый мир, в который мы отправимся, называется «мир камней».

Жителям этого удивительного мира будет интересно познакомиться с вами. Давайте с помощью разных камней попытаемся создать образ себя. Не торопитесь, вслушайтесь в мелодию своего внутреннего Я. Ведь человек – это не только руки, ноги, тело, но ещё и то, что внутри: чувства, эмоции, своё настоящее – Я. Чтобы лучше представить, можно закрыть глаза. Какие камни более точно смогут выразить ваши чувства: большие или маленькие, светлые или тёмные, гладкие или шероховатые?

Представьте, пожалуйста, свою каменную фигурку…

- Что здесь изображено?

- Какое название ты дашь своему творению?

- Что ты чувствовал, когда создавал образ Я?

4. игра «Я чувствую…»

Жители мира камней вам благодарны, вы очень много интересного внесли в их мир. Оказывается, мир камней, тоже может иметь какой то смысл. Цвет, форма, структура может косвенно отражать чувства к окружающему миру.

Далее символизировать наши чувства нам помогут камешки. Прислушайтесь к своим чувствам выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд, который находится перед вами.

На экране природа леса: Путешествие продолжается, мы с вами попадаем в прекрасный мир, - мир леса. Обратите внимание на экран, какие чувства у вас вызывает «дом» зверей, мысленно совершите прогулку по лесу, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд. Свои чувства, если есть желание можно комментировать.

А вот и первая встреча в лесу (с ветки на ветку прыгают лесные хозяюшки, прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

Раздвинув ветви вы увидели медведей. Прислушайтесь к своим чувствам, какой камешек вам хотелось бы сейчас взять и положить в сосуд.

Мимо пробежали волки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

На экране поляна цветов: Мы выходим на чудесную полянку, наполненную ароматом цветов. Конечно, вы догадались, что перед нами, раскрыл свои объятия мир цветов. Прикройте глаза, вдохните и почувствуйте аромат цветов.

(ваза с цветами) Предлагаю выбрать в вазе цветок. Свой выбор объясните, сравнивая цветок с каким-либо состоянием или чертой своего характера.

Любуясь своим выбором (цветком, прислушайтесь к своему самочувствию. Вы уверены, что именно этот цветок вам по душе? Отметьте своё состояние, ваши нахлынувшие чувства камешком.

На экране море: Вот перед нами раскинулось море, несложно догадаться, что наше путешествие продолжается, мы попали - мир воды. Сразу вспомнился летний солнечный денёк, проведённый вместе с семьёй на море. Отразите с помощью камешка свои воспоминания.

На экране подводный мир: Прекрасен подводный мир. Жизнь молчалива, но очень подвижна. Какие чувства вызывают замечательные водоросли, разноцветные рыбки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.

На экране водопады: Можно бесконечно любоваться, как стекает вода. Какие чувства возникают здесь? Возьмите камень и положите в сосуд.

На экране фонтаны: Изобретательность и творчество человека направило струю воды снизу вверх. Это замечательное творения человека – фонтаны. Отразите с помощью камешка свои чувства.

Окружающий мир разнообразен, но наше путешествие подошло к концу.

5. Анализ

Окружающий нас мир – прекрасен. Не проходите его с опущенной головой. Обратите внимание на свой сосуд, он прозрачен и хорошо просматривается цвет и размер камней. Интересно, путешествуя, мы вместе наблюдали за происходящим, выполняли одинаковые задания, а наполняемость сосудов разная, да и цвет камней отличается. Что об этом вы можете сказать?

Каждый по - своему воспринимает окружающий мир, по своему распознаёт свои чувства. Задания воспринимались и выполнялись по-разному, потому что каждый из нас уникален, неповторим.

6. Рефлексия:

Наша совместная работа заканчивается. Мне было приятно с вами работать. Артист после концерта, получает аплодисменты. Он испытывает эмоции – радость, грусть, волнение, трепет. У нас очень хорошая группа, каждый из вас заслужил аплодисменты. Желаю, чтобы эмоциональные весы личности педагога всегда склонялись к таким эмоциям как удовольствие и радость, уважение и восхищение, уверенность и чувство удовлетворённости собою.

Общение направлено на работу с эмоциями и чувствами. Вооружая коллег инструментарием, я мотивирую их к личностной динамике, связанной с личностным ростом. Участники одновременно получают информацию, прислушиваются к своему внутреннему миру и фиксируют свои чувства с помощью камня. Информация воспринимается всеми каналами восприятия: зрение, слух, осязание.

Практическая значимость работы в том, что предлагаемое мною общение с педагогами, является эффективным методом гармонизации личности и может быть, активно использоваться в психологической и психотерапевтической практике с целью формирования навыков самопознания, самосовершенствования, развивать в себе способности познания и понимания себя.

Педагог-психолог МБДОУ № 4

станицы Ленинградской Краснодарского края

Кузьмина И. А.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Тема: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Форма проведения: вечер-встреча. Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными.

«Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией». Консультация для родителей Сохранение и укрепление здоровья детей с туберкулезной интоксикацией. Воспитатель: Федосеева Е. Л. Дошкольный возраст является.

Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.

Охрана и укрепление здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних.

Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста В группе организована работа валеологического.

Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активностиУкрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.

Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня. Гойколова Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление психического здоровья педагога
Опубликовано: 16 марта 2017 в 11:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Укрепление психического здоровья педагога» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД