Ирина Кузьмина
Укрепление психического здоровья педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Укрепление психического здоровья педагога.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации. Они испытывают двойные нагрузки, так как их труд отличается высокой эмоциональной напряжённостью и стрессонасыщенностью.
Публикация «Укрепление психического здоровья педагога» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2017
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Всё чаще в педагогической деятельности используются термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». Значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате, сказывается на их продуктивность работы.
Исследования свидетельствуют, что у 93% преподавателей наблюдается устойчивый стресс, тревожность, способствующие развитию синдрома хронической усталости. Установлено, что спустя 15-20 лет педагогической деятельности педагог оказывается в состоянии психологического кризиса : развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание, высокая тревожность.
Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике син-дрома «эмоционального сгорания».
Педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих воспитателей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Вашему вниманию представлен пример психологической помощи воспитателям детского сада №4 станицы Ленинградской Ленинградского района, Краснодарского края по поддержанию и улучшению эмоционального самочувствия, укрепления их психического здоровья.
Работа с участниками направлена
- на обогащение эмоционального опыта;
- осознание педагогами собственной неповторимости;
- раскрытие ценностей и показ жизненной философии.
Цель: Умение распознавать свои чувства и ассоциировать их со цветом и размером камня; осознание педагогами собственной неповторимости; обогащение эмоционального опыта; раскрытие ценностей, показ жизненной философии.
Задачи:
- обеспечить благоприятный психологический климат в группе;
- представить форму взаимодействия через технологию проживания;
- научить педагогов модели самопознания;
- вывести педагогов на позицию рефлексии.
Для решения задач и активного взаимодействия с педагогами использовалось интерактивное взаимодействие.
Материалы: мультимедийная установка, камни разного размера, цвета, формы; прозрачные сосуды.
1. Приветствие:
2. Шеринг
- Давайте попробуем разобраться:
1. Для чего нужны человеку знания о себе?
2. Испытывает ли другой человек такие же чувства, что и я?
- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении, Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.
3. «Мир камней» Автопортрет (перенесение визуального образа с помощью камня)
А давайте-ка отправимся мы с вами в удивительное путешествие, в волшебные миры… первый мир, в который мы отправимся, называется «мир камней».
Жителям этого удивительного мира будет интересно познакомиться с вами. Давайте с помощью разных камней попытаемся создать образ себя. Не торопитесь, вслушайтесь в мелодию своего внутреннего Я. Ведь человек – это не только руки, ноги, тело, но ещё и то, что внутри: чувства, эмоции, своё настоящее – Я. Чтобы лучше представить, можно закрыть глаза. Какие камни более точно смогут выразить ваши чувства: большие или маленькие, светлые или тёмные, гладкие или шероховатые?
Представьте, пожалуйста, свою каменную фигурку…
- Что здесь изображено?
- Какое название ты дашь своему творению?
- Что ты чувствовал, когда создавал образ Я?
4. игра «Я чувствую…»
Жители мира камней вам благодарны, вы очень много интересного внесли в их мир. Оказывается, мир камней, тоже может иметь какой то смысл. Цвет, форма, структура может косвенно отражать чувства к окружающему миру.
Далее символизировать наши чувства нам помогут камешки. Прислушайтесь к своим чувствам выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд, который находится перед вами.
На экране природа леса: Путешествие продолжается, мы с вами попадаем в прекрасный мир, - мир леса. Обратите внимание на экран, какие чувства у вас вызывает «дом» зверей, мысленно совершите прогулку по лесу, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд. Свои чувства, если есть желание можно комментировать.
А вот и первая встреча в лесу (с ветки на ветку прыгают лесные хозяюшки, прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.
Раздвинув ветви вы увидели медведей. Прислушайтесь к своим чувствам, какой камешек вам хотелось бы сейчас взять и положить в сосуд.
Мимо пробежали волки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.
На экране поляна цветов: Мы выходим на чудесную полянку, наполненную ароматом цветов. Конечно, вы догадались, что перед нами, раскрыл свои объятия мир цветов. Прикройте глаза, вдохните и почувствуйте аромат цветов.
(ваза с цветами) Предлагаю выбрать в вазе цветок. Свой выбор объясните, сравнивая цветок с каким-либо состоянием или чертой своего характера.
Любуясь своим выбором (цветком, прислушайтесь к своему самочувствию. Вы уверены, что именно этот цветок вам по душе? Отметьте своё состояние, ваши нахлынувшие чувства камешком.
На экране море: Вот перед нами раскинулось море, несложно догадаться, что наше путешествие продолжается, мы попали - мир воды. Сразу вспомнился летний солнечный денёк, проведённый вместе с семьёй на море. Отразите с помощью камешка свои воспоминания.
На экране подводный мир: Прекрасен подводный мир. Жизнь молчалива, но очень подвижна. Какие чувства вызывают замечательные водоросли, разноцветные рыбки. Прислушайтесь к своим чувствам, выберите понравившийся вам камень и положить его в прозрачный сосуд.
На экране водопады: Можно бесконечно любоваться, как стекает вода. Какие чувства возникают здесь? Возьмите камень и положите в сосуд.
На экране фонтаны: Изобретательность и творчество человека направило струю воды снизу вверх. Это замечательное творения человека – фонтаны. Отразите с помощью камешка свои чувства.
Окружающий мир разнообразен, но наше путешествие подошло к концу.
5. Анализ
Окружающий нас мир – прекрасен. Не проходите его с опущенной головой. Обратите внимание на свой сосуд, он прозрачен и хорошо просматривается цвет и размер камней. Интересно, путешествуя, мы вместе наблюдали за происходящим, выполняли одинаковые задания, а наполняемость сосудов разная, да и цвет камней отличается. Что об этом вы можете сказать?
Каждый по - своему воспринимает окружающий мир, по своему распознаёт свои чувства. Задания воспринимались и выполнялись по-разному, потому что каждый из нас уникален, неповторим.
6. Рефлексия:
Наша совместная работа заканчивается. Мне было приятно с вами работать. Артист после концерта, получает аплодисменты. Он испытывает эмоции – радость, грусть, волнение, трепет. У нас очень хорошая группа, каждый из вас заслужил аплодисменты. Желаю, чтобы эмоциональные весы личности педагога всегда склонялись к таким эмоциям как удовольствие и радость, уважение и восхищение, уверенность и чувство удовлетворённости собою.
Общение направлено на работу с эмоциями и чувствами. Вооружая коллег инструментарием, я мотивирую их к личностной динамике, связанной с личностным ростом. Участники одновременно получают информацию, прислушиваются к своему внутреннему миру и фиксируют свои чувства с помощью камня. Информация воспринимается всеми каналами восприятия: зрение, слух, осязание.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемое мною общение с педагогами, является эффективным методом гармонизации личности и может быть, активно использоваться в психологической и психотерапевтической практике с целью формирования навыков самопознания, самосовершенствования, развивать в себе способности познания и понимания себя.
Педагог-психолог МБДОУ № 4
станицы Ленинградской Краснодарского края
Кузьмина И. А.