Донгак Чойган Хуреновна
Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий.
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Публикация «Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий,» размещена в разделах
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
“Здоровьесберегающие технология” интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения.
Актуальность: дошкольное образовательное учреждение это первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоничную личность.
Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирует у ребенка потребность в здоровом образе жизни.
Цель: внедрить здоровьесберегающую технологию в детском саду, укрепить и повысить уровень здоровья ребенка; приобщение педагогов, родителей и их детей к физической культуре и здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Новизна: использование здоровьесберегающих оздоровительных технологий в игровом виде : обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся отношениями педагогов, специалистов с родителями влиять на воспитательную позицию семьи.
Практическая значимость: проводимая нами здоровьесберегающая работа позволяет привлечь родителей к совместным оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих технологий вовышает результативность процесса на сохранение и укрепление здоровья воспитанников на здоровый образ жизни.
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо :
Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, разные виды массажа, элементы упражнений хатка-йоги, привитие детям гигиенических навыков, простейшие навыки оказания первой помощи, физкультминутки во время НОД, оздоровительные физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз, работа с семьей, пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки и д. т.
Я в своем педагогическом опыте использую здоровьесберегающую технологию : точечный массаж.
Точечный массаж считается одной из самых древних методик лечения. В основе массажа лежит воздействие на биологически активные точки, энергетически связанные с разными внутренними системами и органами. Точечный массаж помогает восстановить «жизненную» энергию того или иного органа, создать энергетический баланс в организме в целом, снизить мышечное и нервное напряжение. Сейчас лечебный массаж, предполагающий воздействие на активные точки, распространен по всему миру, однако наибольшее применение он получил восточных странах.
Задачи точечного массажа:
Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
Обучать элементам массажа.
Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
Развивать интеллектуальные функции.
Развивать двигательную память.
Воспитывать бережное отношение к своему телу.
Развивать навыки и тактильное восприятие.
Точечный массаж Су-Джок терапия шарами.
«СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
Су-Джок терапия для детей старшего дошкольного возраста используют с целью общего укрепления организма, в качестве массажа, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.
Дети знакомы шариками с названием «Ежик» - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.
Использование элементы массажа Су-Джок терапии для детей, это полезно, нормализовать мышечный тонус, развивать координации движений и мелкой моторику рук и развивает память и внимания.
Применение здоровьесберегающих технологий Су-Джок терапия в работе в детском саду во время оздоровительного процесса одновременно всесторонне развивается ребенок и идет интеграция всех образовательных областей. Имея оздоровительную направленность, используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Литературы:
1. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
6. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
7. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
8. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
9. 6. Пак Чже Ву. «Су Джок для всех», Москва, 2009г. – 136с.