Ирина
Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня
▼ Скачать + Заказать документы
Укрепление здоровья воспитанников
в режимных моментах дня.
Гойколова Ирина Викторовна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №115
г. Нижний Новгород
Важнейшая потребность человека, которая обеспечивает его развитие и благополучие всех сторон жизни – это здоровье. Когда человек здоров, и в физическом, и в психическом плане, перед ним открываются большие возможности, перспективы, он строит жизненные планы и реализует их. Вот поэтому в ДОУ большое внимание уделяется здоровьесбережению – сохранению и укреплению детского здоровья.
Публикация «Укрепление здоровья воспитанников в режимных моментах дня» размещена в разделах
Забота о здоровье детей – одна из важнейших задач многих дошкольных учреждений, в том числе и наших дошкольных групп.
Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Она играет большую роль в укреплении здоровья детей, способствует развитию физических и умственных качеств воспитанников. Дефицит двигательной активности отмечается, как одна из множества причин резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста.
В оздоровительной работе существует обязательное условие: полноценное развитие организма ребенка возможно только при удовлетворении его потребности в движении. Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; просмотр телевизора; игры на компьютере. Таким образом, объем двигательной активности детей значительно снижен. Исходя из этого, я считаю необходимым оптимизировать двигательную активность воспитанника в течение дня. Двигательная активность детей в моей группе осуществляется в разных видах совместной деятельности детей и взрослых (НОД, режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Для ее обеспечения необходимо было иметь достаточно свободного места, наличие оборудования и атрибутов. Я использую физкультурный зал, групповую комнату, участок детского сада.
Оздоровительную работу с детьми я веду по нескольким направлениям.
В непосредственной образовательной деятельности:
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Важнейшим компонентом в борьбе за сохранение и укрепление здоровья детей являются занятия физической культурой, а проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнения одной из задач физического воспитания – совершенствования функциональных систем и закаливания организма ребенка. Особую значимость имеют упражнения направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты, которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма, а также закаливания организма. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.
В течение дня:
Утренняя гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры. Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Гимнастика после дневного сна-
это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Прогулки
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Для самостоятельной деятельности детей были созданы условия для танцевальной и двигательной импровизации, игровой гимнастики, подвижных игр и физических упражнений.
Любую детскую двигательную активность должны сопровождать положительные эмоции, поэтому мы пытались создавать у детей эмоциональный настрой во время осуществления двигательной деятельности.
Активизация двигательной активности детей в рамках только дошкольного образования – недостаточная эффективная мера их оздоровления. В первую очередь, родители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Если родители и педагоги станут союзниками в укреплении детского здоровья, то эта совместная деятельность будет более успешной.
Наше взаимодействие с семьями осуществлялось посредством разных форм работы, среди которых: родительские собрания, наглядная информация в родительском уголке, развлечения и праздники с детьми и родителями, индивидуальные беседы и консультации по вопросам соблюдения режима дня, питания детей.
Результатом проводимых работ является ежедневная посещаемость и уровнь заболеваемости воспитанников.
Список используемой литературы
1. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М. ; Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
4. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 334 с.
5. Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ : практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
6. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт. -сост. С. С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2001. –64 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики : Монография / Под ред. М. И. Рожкова. Ярославль, 2004. 240 с.