МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности»

Наталья Украинская
Консультация для педагогов «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов.

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Китайское изречение

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

• Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

• Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, у нас в группе есть «волшебная коробочка», в которой находятся различные материалы для проведения опытов и экспериментов : разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, лупы, магниты, пипетки, мерные ложки и стаканчики, различные крупы, соль, сахар, свечи и т. д. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Мы проводили эксперименты : «Лепим колобки», где дети получали представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомили детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Разноцветные льдинки» - дали представление о том, что лед это замороженная вода. И др.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Выясняли с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо. Затем проверяли предложенные детьми все способы решения проблемы. Выясняли, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждали производимые действия и то, что происходит.

Совместно сделали выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной. И др.

В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: «Зачем нужен нос?», «Тонет - не тонет?», «Из каких материалов можно сделать лодку?», «Поймай солнышко» и др.

С детьми мы проводили эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); " Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследовали состав почвы, сравнивали свойства песка, и глины. Расширили представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, узнали о свойствах магнита и увеличительного стекла.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

• повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

• повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

Консультация для педагогов по экспериментированию «Содержание уголков экспериментальной деятельности» Консультация для педагогов «Содержание уголков экспериментальной деятельности» (сопровождается презентацией) На протяжении всего дошкольного.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей» Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например.

Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Консультация для родителей. Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома. Детское экспериментирование – это один.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Развитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельностиРазвитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельности Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 28 марта 2018 в 01:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Украинская (УИ 442001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД