Бондарь Любовь Васильевна
Консультация для педагогов по экспериментированию «Содержание уголков экспериментальной деятельности»
«Содержание уголков экспериментальной деятельности»
(сопровождается презентацией)
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Публикация «Консультация для педагогов по экспериментированию „Содержание уголков экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию (область познание).
Основная задача ДОУ – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения этой задачи является создание развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Задачами экспериментальной среды являются (слайд 2) :
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
формирование умений комплексно обследовать предмет.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования для проведения элементарных опытов, экспериментов.
К этим центрам предъявляются следующие требования (слайд 3) :
1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
2. Достаточность оснащения.
3. Доступность расположения.
Подробно хотелось бы остановиться на центре науки и природы (слайд 4-5). Этот центр – не что иное как мини-лаборатория. Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Дети творят, мыслят и общаются.
Мини-лаборатория (центр науки). Здесь могут быть выделены следующие ареалы (слайд 6) :
• место для постоянной выставки, где дети размещают музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
• место для приборов;
• место для выращивания растений;
• место для хранения материалов (природного, «бросового»);
• место для проведения опытов;
• место для неструктурированных материалов (стол «песок – вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Приборы и оборудование мини - лабораторий.
1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, мельницы.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
З. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Помимо этого, в качестве развивающей среды для познавательно-экспериментальной деятельности выступают :
1. Центр «Песок-вода» (слайд 7)
2. Центр «Искусство» (слайд 8)
3. Центр «Литература» (слайд 9)
4. Манипуляторный центр (слайд 10).
Все эти центры состоят из следующих компонентов:
1. Дидактический (слайд 11-12)
2. Компонент оборудования (слайд 13-14)
3. Стимулирующий (слайд 15-16)
4. Методический (слайд 17-18)
5. Вспомогательный (слайд 19).
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Основная задача воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.