Эльмира Мудрая
Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон).
Цель: расширение знаний педагогов о формах работы по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обогащение, уточнение и расширение знаний педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
Формирование представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Расширение и уточнение знаний педагогов о формах работы по экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Публикация «Консультация для педагогов „Формы работы по экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В процессе современного образования идёт постоянный поиск новых и более эффективных технологий, которые содействовали бы развитию творческих способностей детей, содействовали бы формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность, в полной мере, отвечает этим требованиям.
Дети по природе своей пытливые исследователи. Традиционно считаются важнейшими чертами детского поведения – это не иссекаемая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать сведения об окружающем мире.
Все сферы детской деятельности пронизаны экспериментированием, будь то прогулка или занятие, приём пищи или сон, игра или рисование. Это легко объясняется тем, что у детей наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и именно экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольников.
В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать потребность в исследовании окружающего мира, а в последствии и связь окружающего мира с собой.
Формы работы по экспериментальной деятельности.
В непосредственно образовательной деятельности :
- занятия - путешествия;
- беседы познавательно-эвристического характера;
- проектная деятельность;
- лабораторные работы;
- просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- предметные недели;
- рассматривание, обследование, наблюдение;
- решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
- эксперименты и опыты.
В повседневной деятельности :
- наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- акции добрых дел;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях;
- создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет;
- создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, (в уголке природы, в лаборатории и др.);
- совместное творчество детей и родителей (мини выставки).
Дети познают мир непосредственно через собственные ощущения. Чтобы помочь ребёнку преодолеть неуверенность в себе, научиться общаться со взрослыми и сверстниками, научится видеть проблемы, выдвигать гипотезы, наблюдать и делать умозаключения необходимо развивать интеллектуально творческий потенциал личности ребёнка. Для достижения этой цели необходим самый действенный и эффективный метод работы - это экспериментальная деятельность.
Не раз учёными было доказано, что ведущий вид деятельности у ребёнка – это игра. Исходя из своего опыта работы, я бы добавила, что экспериментирование, наравне с игрой у детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности.