Тюрина Юлия Александровна
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема по самообразованию на 2017–2018 учебный год
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; создать оптимальные условия для развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
2. Изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
5. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
6. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
7. Развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности.
Актуальность:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких
И больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему».
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; развитие собственного познавательного опыта.
Практический выход: доклад на педсовете, презентация проектов, картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет, публикации в социальных сетях для педагогов.
План работы на год
Сроки Содержание работы Практические выходы
Подбор и изучение методической литературы
Сентябрь 1. Дыбина О. В.
Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Нищева Н. В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство»
«Детство-Пресс», 2013
3. Н и щ е в а Н. В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.
С П б, О О О
"Издательство Детство-Пресс», 2013
4. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО "Издательство Детство-Пресс», 2013
5. Бондаренко Т. М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т. Ц. Учитель. Воронеж, 2002
6. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М. 2004
7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство
«Детство-Пресс», 2013
8. Детские учебно- развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г
9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г
10. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство
«Речь», 2006 Изучение методики,
технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта
Работа с детьми
Сентябрь Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие» Выявление у детей
уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования.
Проект «Кока-Кола – польза или вред?»
Презентация детского
исследовательского проекта «Кока-Кола – польза или вред?»; фотоальбом с результатами опытно - экспериментальной деятельности по проекту.
Октябрь НОД «Путешествие в страну здорового питания» Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах.
Ноябрь Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Повышение
познавательной активности детей, интереса к предметам окружающего мира
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Развитие
исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем
Декабрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно - бытовых ситуациях, в
исследовательской деятельности. Закрепление знаний
детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды
Познавательное занятие
«Льдинка и снежинка» Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы.
Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения
Январь Интегрированное занятие
«Незнайка и мороженное»
НОД «Царство льда и снега» Расширение знаний
детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на сайте детского сада.
Февраль НОД «Природные ископаемые»,
«Кладовые земли», Рисование «Волшебный песок», лепка «Глиняная посуда» Формировать представление о камнях, учить выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Создать коллекцию камней.
Март Игра-путешествие в страну «Витаминия» Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе
Апрель Эксперименты с камнями
Сформировать представление детей о некоторых
свойствах камней.
Май Познавательный проект «Чудо пуговка» Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из
пуговиц
Работа с родителями
Сентябрь Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному
развитию
Октябрь Практикум для родителей «Экспериментируем дома» Практическое задание
Ноябрь Изготовление пособий для
проведения опытов с воздухом и водой. Набор пособий для
опытов с воздухом и водой.
Декабрь Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» Участие в конкурсе
Январь Родительское собрание «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности» Протокол родительского собрания
Февраль Консультация для родителей
«Техника безопасности при проведении опытов на кухне» Информационный лист
«Правила безопасности при проведении опытов на кухне»
Март Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. Оформление уголка маленького исследователя
Апрель Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома Фотоальбом «Юные исследователи»
Самореализация
Сентябрь Определение тематики, подбор литературы в печати, интернете. Разработка плана работы по самообразованию
Октябрь Подбор и изучение методической литературы, изучение интернет ресурсов, посещение вебинаров, семинаров по теме, создание картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет
Ноябрь Серия консультаций для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»; «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»; «Ребенок – исследователь в детском саду». Папка-передвижка
«Эксперименты на кухне»
Декабрь Пополнение предметно развивающей среды Обновление уголка маленького исследователя
Январь-Февраль Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет конкурсах педагогического мастерства Сертификаты
Март Методическая разработка
«Значение поисково - исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов
Май Отчет о проделанной работе по
теме самообразования с подготовкой презентации Выступление на педсовете