Здорикова Ирина Михайловна
Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения
«Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района
Хабаровского края.
Тема: " Экологический подход в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников"
Подготовила воспитатель:
Публикация «Консультация для педагогов „Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Герасимова И. М.
2014г.
Ванино
Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Такое поведение детей ставит родителей и воспитателей в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. Одна из принципиальных особенностей любознательности стоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно – условия познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действия таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных.
Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, какие результаты достигаются детьми?
Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Они познают в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность со своими познавательными – мотивами, осознанными намерениями понять, как устроен окружающий мир.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т. е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. У ребенка появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот будет желание испытать себя и самоутвердиться.
Само понятие исследовательского поведения находится на одном уровне с такими понятиями, как научение, интеллект, творчество. Это поведение заставляет ребенка думать, размышлять (Почему льдинка тает на ладошке? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? и т. д.). Т. е. проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Что дети стремятся исследовать? Объекты живой и неживой природы, людей, искусственные объекты.
При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и преподнести это так, чтобы привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Предлагаем типы исследования, доступные дошкольникам:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. коллекционирование
3. путешествие по карте;
4. путешествие по «реке времени».
Каким образом следует выстраивать занятие? Воспитатель может придерживаться следующей последовательности этапов:
1. актуализация контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3. опытная проверка или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный исследователем вне актуального и привлекательного смыслового текста, может оставить детей равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.
Отправным моментом могут быть реальное события, происходящие в данный период: яркие природные явления ( н-р: листопад) и общественные события ( н-р: предстоящий Новый год). Также это события, «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям ( н-р: магнит, коллекция минералов, иллюстрации не на определенную тему).
Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напротив напоминает детям ( н-р: полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А. Гайдара и т. п.)
И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «зарождающие» детей и приводящие к интересам ( н-р: коллекцию динозавров, марок, сбор красивых камней)
Отталкиваясь от события, можно ставить вопросы для исследования (Почему дует ветер? Как получается радуга? Как добраться до Австралии)
Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-тот явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Обсуждение проходит за «круглым столом», с использованием реального предмета, причем для каждого ребенка.
Занятие можно проводить подгруппами, в разных уголках группового помещения, один-два раза в неделю в целом 30-35 минут
«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»
Рейчел Карсон.
«Чувство удивления» 1956 г.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
Приоритетным направлением является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.
Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг.
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой.
В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».
Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы можно собрать и сделать минилабораторию «Маленький исследователь» силами родителей и друзей детского сада. Таким образом, лаборатория будет оснащена системой сит и переливающихся сосудов. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. В группе создать центры активности, чтобы детям была предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах должны присутствовать материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» : дети могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т. д.
В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе можно использовать большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.
Свои наблюдения дети с помощью взрослого могут заносить в индивидуальный журнал опытов и наблюдений или в картограф. Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований. Приведу небольшой перечень материалов, которыми можно наполнить такой центр:
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски).
Мерные ложки и мензурки.
Сита и воронки разного размера и материала.
Резиновые и силиконовые груши разного объёма.
Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
Гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубоки, соломка для коктейля.
Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).
Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, скорлупа, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т. п.)
Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т. п.)
Магниты.
Увеличительные стёкла, микроскоп.
Портновский метр, линейки, треугольник.
Часы песочные, механические.
Весы, безмен.
Мельницы песочные, водяные.
Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:
Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).
Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневник наблюдений, картограф, коллекция, макет и т. д.
Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. В подтверждение данного утверждения рассмотрим, какие виды деятельности можно включить в сам процесс исследования на самом простом примере.
Например, во время прогулки после дождя дети спросили: «Откуда появилась лужа?»
Начинаем планирование процесса ознакомления и исследования данного объекта:
Вводим новое понятие и определяем степень знакомства с ним.
ЛУЖА
а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.
б) Пролитая на поверхность жидкость.
Формируем банк данных по предмету исследования.
Устанавливаем количество занятий и состав рабочих листов.
Занятия по теме: ЛУЖА Занятие 1.
1.1 Что это такое?
а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.
б) Пролитая на поверхность жидкость.
1.2 Какие бывают лужи?
Цвет, форма, размер.
Рабочий лист:
- произвольная по форме лужа (раскрасить, цвет)
- часть лужи указана пунктиром или точками
- большие и маленькие лужи (количество, размер определить с помощью палетки по квадратам)
- глубина лужи определяется интенсивностью цвета.
Занятие 2.
2.1 Когда появляется?
После дождя.
После поливальной машины.
После таяния снега.
После пролива жидкости.
От незакрытого крана.
Рабочий лист:
- дорисовать недостающий элемент (капли, струи) от дождя, машины, лейки, крана или солнечные лучи к сосульке, снегу, льду.
2.2 Где бывает? Где не бывает?
а) на асфальте а) на песке
б) на полу б) на снегу
в) на столе в) на выпуклой поверхности
г) на льду
Рабочий лист:
- по ситуации дорисовать лужу там, где она возможна или зачеркнуть там, где не возможна.
Занятие 3.
3.1 Какая в луже вода?
а) тёплая – холодная
б) чистая – грязная
в) прозрачная – мутная
3.2 Кто живёт, купается, пьёт воду из лужи?
Микробы, водомерки, жучки, головастики, лягушки, животные, птицы.
Рабочий лист:
- соединить линией картинку животного с лужей.
- разместить животных в луже.
ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Рассматриваем и обсуждаем лабораторное оборудование:
- лейка;
- палетка, указка, лист бумаги в крупную клетку;
- бачок с краном;
- краска, камешки, мелки.
Проводим монтаж и изготовление моделей:
- при выполнении работы на улице в качестве моделей используются естественные поверхности с различным покрытием: песок, грунт, асфальт;
- при проведении работы в помещении – заранее подготовленные макеты с различной степенью водопроницаемости.
Выполняем лабораторную работу и обсуждаем результат:
- Поливаем из лейки:
Песок – вода быстро впитывается в пределах места полива.
Грунт – вода, стекая по уклону на небольшое расстояние. Впитывается медленно, а после насыщения почвы в бессточных понижениях образуются лужи.
Асфальт (водонепроницаемая поверхность) – вода стекает по уклону на большие расстояния, образуя в углублениях большое количество луж разной глубины.
- При помощи палетки измеряем размер лужи, очерчиваем её контур, обеспечивая возможность наблюдения изменения размеров в процессе испарения или наполнения выпадающими осадками.
Максимальным результатом проведения лабораторного исследования считается возможность использования приобретённых знаний при самостоятельной деятельности детей в максимальном количестве развивающих центров:
Литература: возможность поиска в библиотеке загадок, стихов, скороговорок; оформление выставки книг (с участием родителей).
Изодеятельность : оформление выставки иллюстраций по теме, использование различных техник (кляксография).
Математика: выполнение заданий в рабочих листах.
Песок-вода: самостоятельное использование моделей.
Конструктивное творчество : монтаж сооружений и конструкций.
Театрализация и драматизация: обыгрывание ситуаций по тексту песенок и стишков:
Доктор Фостер отправился в Глостер,
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу, промок ещё хуже
И больше он там не бывал.
Спортивный: подбор соответствующих упражнений и игр (обойти справа – слева, перешагнуть, перепрыгнуть, перейти вброд, по кочкам и т. д.
Ручной труд: коллективное изготовление итоговой работы.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка.
В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.