Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.
• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.
• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)
• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;
• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
• Изучение научно-педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов;
• Создание предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Обобщение опыта работы по самообразованию.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
2. Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по данной теме.
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментирования.
Тематическая фотовыставка для родителей: «Мы маленькие исследователи».
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания у детей интереса к экспериментированию».
Папка передвижка «Занимательные опыты для детей».
Мини отчет воспитателя из опыта работы на родительском собрании с презентацией.
План реализации программы по самообразованию
Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание
Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации»;
Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;
Изготовление картотеки опытов и экспериментов;
Пополнение уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро
вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Свет, цвет;
Вода.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Тематическая фотовыставка для родителей:
«Мы маленькие исследователи»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Вода.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Человек. Рукотворный мир. Преобразование.
Вода.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Памятка для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса у детей к экспериментированию» «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Вода;
Свойства материалов.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Свойства материалов ;
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Март Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Воздух.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
Папка передвижка
«Занимательные опыты для детей»
Мини отчет воспитателя из опыта работы с презентацией. «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Растения как живые организмы: рост, потребности размножение;
Свет.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
Май Поисково – познавательная деятельность с детьми :
Вода;
Воздух;
Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина
Интернет ресурсы
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка.
Активности, стимулируемой взрослым.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;
Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.
4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
6. Интернет ресурсы.