Мальцева Марина Васильевна
Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например цветное стеклышко, открытку, камешки….? Наверняка ваши воспоминания связаны не с какими-то масштабными поездками и подарками, а с мамиными объятиями и словами поддержки в нужное время, с прогулкой под дождем, катанием на лыжах, на коньках, на велосипеде, настольными играми, совместными увлечениями. Здорово, что мы можем это вспомнить, потому,
ч то жизнь человека состоит из миллионов воспоминаний детства.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коллекционирование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
А, у вас остались воспоминания о детских тайнах? Когда мир предстает перед ребенком во всем многообразии - это то, что ребенок, видит, слышит, трогает, ощущает тогда и процесс развития личности становиться, гармоничным и максимально эффективным. На формирование личности ребенка влияет ознакомление с окружающей его действительностью, когда ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Ребенок стремиться понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.
Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн и открытий. Достоинством коллекционирования, можно считать развитие познавательного интереса к познанию окружающего мира.
Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность самостоятельно, а только при помощи взрослого. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие - непременное условие становления познавательной активности ребенка.
Первоначальный интерес к коллекционированию появляется у детей еще во второй младшей группе, когда дети собирают различные камешки, перья, блестящие предметы. Они хранят свои находки в карманах, складывают в шкафчики, чтобы подарить маме или показать папе. Поэтому родители и педагоги могут создать условия, побуждающие детей трехлеток к самостоятельной познавательной активности. Например каждому ребенку можно отвести место для хранения личных вещей и предметов, которые вызвали у него интерес - «сокровищницы» (сумочки, красочные мешочки, коробочки, рюкзачки). Содержимое «сокровищницы» - неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком. Любой ребенок с охотой и увлечением расскажет о своих «сокровищах». По содержанию «сокровищниц» можно узнать к чему проявляет интерес тот или иной ребёнок. Таким образом, в увлекательной форме можно передать детям информацию о мире природы, побуждая детей создавать копилки, связанные с наблюдениями детей на прогулках («Подарки осени, зимы, весны, лета»). Осень - это красивые листья, красные ягоды рябины, шишки, красивые веточки, зарисовки осеннего дождя и луж; зима - это лёгкие снежинки и веточки новогодней ели, зарисовки весёлых зимних забав.
Ребят средней группы можно заинтересовать коллекционированием фантиков, наклеек, камешек. В старшей и подготовительных группах детей, можно заинтересовать коллекционированием открыток, монет, значков и марок. На основе собранных коллекции можно создать групповую коллекцию или совместную выставку родителя и ребенка «Моя коллекция», «Коллекция нашей семьи».
При организации работы необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции, обсудить правила обращения с предметами коллекции. Таким образом, дети станут понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, но в тоже время, нельзя делать их неприкасаемыми, иначе дети быстро потеряют к ним интерес. Дети должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать, классифицировать, сравнивать по цвету, форме и величине.
Важную роль могут оказать родители, если они станут союзниками и активными помощниками в сборе экземпляров и информации о собранном материале. Тогда работа пойдет очень активно и принесет множество ценных плодов.
Собирая коллекции, дети станут внимательнее к мелочам и будут узнавать о простых вещах гораздо больше, чем другие. Результатом работы могут стать например разнообразные коллекции : «Коллекция современных марок», «Мир насекомых», «Мир камней и минералов», «Коллекция монет», «Коллекция из семейных путешествий» и много других. После того как появится несколько коллекций с детьми можно провести сюжетно-ролевую игру «Выставка», родители могут помочь с изготовлением афиш, пригласительных билетов, а также помочь своему ребенку придумать рассказ о своих экспонатах. А, дети - экскурсоводы с увлечением расскажут и покажут экспонаты выставки коллекции : марки, камни, значки, наклейки. Данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, а самое главное ответит на множество детских «почему?».
Метод коллекционирования - это удивление, умение видеть необычное в обычном, встреча с «чудом», поэтому поддерживайте интерес у детей к коллекционированию!