Наталья Лучихина
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный сахар»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Росинка»
Педагогическое мероприятие
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область: Познавательное развитие
Возраст: 5 – 6 лет
Тема: «Удивительный сахар"
Составила воспитатель:
старшей группы «Солнышко» Лучихина Наталья Владимировна
п. Низовье, 2024
Тема: «Удивительный сахар»
Публикация «Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительный сахар“» размещена в разделах
- Сахар. Изучаем сахар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2024
Цель: формирование экологической культуры дошкольника в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление детям о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значимостью для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое.
4. Упражнять детей в элементарных экспериментах с сахаром.
Развивающие:
1. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
2. Способствовать умению работать коллективно.
3. Развивать исследовательские навыки и любознательность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес и стремление узнавать новое с помощью исследовательской деятельности.
2. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, клеенки, ложки пластмассовые, стаканчики с чистой водой и подкрашенной, лупы, сахар сыпучий, сахар рафинад, тарелки, раскраски, «Правила поведения в лаборатории», переносные доски, листы для фиксации результатов.
Предварительная работа: начать проект «Удивительный сахар», познакомить детей с видами сахара.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся!
«Доброе утро!»
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол. Здесь стоит какая – то коробка. Откроем коробку?
Дети: Да!
Воспитатель: Здесь лежат какие -то мешочки. Возьмите их в руки. Мешочки не открываем. Давайте пальчиками прощупаем, что же в мешочках может лежать.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а тут в коробке лежит еще письмо. Кто его написал вы узнаете, отгадав загадку про Карлсона
Воспитатель: читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень большой сладкоежка. Люблю полакомиться вареньем, конфетами, тортиком. Во все эти продукты добавляют сахар, чтобы они стали сладкими. А кто – нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? О сахаре говорят: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился». Почему так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? А я и не знаю. Но очень хочу узнать полезен сахар или все- таки сахар вреден. А как это сделать я не знаю. Решил обратиться к вам. Потому что вы умные, любознательные и талантливые ребята».
Воспитатель: Ребята, что же делать?
Дети: Надо помочь Карлсону.
Воспитатель: А как мы будем помогать Карлсону?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, что находится в мешочках?
Дети: В мешочках находится сахар.
Воспитатель: Правильно, ребята? Сегодня мы с вами будем говорить и исследовать такую специю, как сахар.
2. Основная часть
Воспитатель: Как вы думаете, где можно исследовать продукты?
Дети: Продукт можно исследовать в лаборатории.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам понадобиться, чтобы попасть в лабораторию?
Дети: Чтобы попасть в лабораторию надо одеть специальную одежду.
Воспитатель: Правильно! В лабораторию входят в специальной одежде: халат или фартук с нарукавниками, на голове шапочка, еще одевают перчатки, если работают с очень опасным веществом. Нам сегодня понадобятся только фартуки, нарукавники и шапочки. Мы уже с вами в фартуках. В кармане фартука, есть шапочки, оденьте их. И предлагаю вам сначала познакомиться «Где и как в России производят сахар?».
В России сахар получают из сахарной свёклы.
Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю.
Когда появляются всходы, за ними надо ухаживать (пропалывать от сорняков, поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу очищают клубни от листьев.
Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы.
На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах.
Сначала получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара.
Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Воспитатель: Из чего в нашей стране получают сахар?
Дети: В нашей стране сахар получают из сахарной свеклы.
Воспитатель: Какой путь проделывает сахар, чтобы оказаться на нашем столе?
Дети: Свеклу сажают, ухаживают за ней. Осенью собирают. Привозят на завод. Свеклу разрезают на кусочки. Варят. Сладкую воду выпаривают. Остаются кристаллы сахара. Их отбеливают и получается настоящий сахар.
Воспитатель: Молодцы! Я на правах старшей возьму роль управляющей лабораторией. А вы будете младшими научными работниками лаборатории или по -другому их называют лаборантами. Для того, чтобы попасть в лабораторию надо знать специальные правила поведения. Проходим к столам и смотрим на доску. Итак, правила поведения в лаборатории (На доске висят правила поведения в лаборатории):
1. Нельзя разговаривать во время опытов и отвлекать других ребят.
2. Нельзя есть и лизать вещество, которое лежит на столе.
3. Нельзя облизывать пальцы.
4. Без разрешения ничего нельзя трогать.
5. Осторожно и аккуратно пользоваться оборудованием. Все оборудование возвращается на свое место.
6. Посмотреть, как делает старший сотрудник лаборатории, потом сделать самому.
7. Слушать очень внимательно и выполнять только, что говорю я.
8. Все опыты и эксперименты нужно проводить только со взрослыми.
Воспитатель: Перед началом работы давайте немного разомнемся.
Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»
Воспитатель: Для проведения опытов нам надо специальное оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Опыт № 1 «Сыпучесть сахара»
Перед вами стоят пустые тарелки. На краю стола стоит коричневая тарелочка с сахаром. Возьмите коричневую тарелочку и аккуратно пересыпьте сахар в пустую тарелку.
Воспитатель: Легко ли сахар пересыпается? Если он легко пересыпается, то можно сказать, что он какой?
Дети: Сахар легко пересыпается. Значит он сыпучий, рассыпчатый.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сахар сыпучий.
Опыт №2 «Из чего состоит сахар»
Давайте рассмотрим сахар. Что можно сказать о внешнем виде сахара.
Дети: Сахар похож на порошок.
Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите сахар. На что похожи крупинки сахара?
Дети: Крупинки сахара похожи на кристаллы.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сахар состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №3 «Сахар хрустит»
Оборудование: блюдце с сахаром одна ложка.
Ход опыта: Дети насыпают в блюдечко сахар и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как сахар хрустит.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сахар хрустит?
Предположения детей.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сахар состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на сахар его кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст. Можно сказать, что Сахар издает звук.
Опыт № 4 «Изменяет ли сахар свойства воды?»
Оборудование: Стаканы с теплой и холодной водой, ложка, сахар.
Ход опыта: У вас на столах стоят стаканчики с водой. Посмотрите на них. Какого вода цвета? (Предположения детей)
Как вы думаете, какая она на вкус? (Предположения детей)
Возьмите мерную ложку, наберите одну ложку сахара насыпьте в воду. Хорошенько перемешайте.
Вода изменила свой цвет? (Ответы детей)
Как вы думаете, сахар изменил вкус воды? Какой вода стала? (Ответы детей)
Попробуйте воду на вкус.
Вывешиваются соответствующие символы.
Вывод: Сахар меняет свойство воды.
Опыт № 5 «Цветовая башня»
Оборудование: сахар – рафинад, тарелочки, окрашенная вода.
Ход опыта: Берем чистую тарелку. Строим башню из кубиков Сахара – рафинада, поставив их друг на друге. В стакане с водой разводим немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно выливаем немного жидкости в тарелку (не на башню) и наблюдаем, что происходит с башней. Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашивает следующий кубик.
Воспитатель: Что произойдет, когда сахар пропитается водой?
(Ответы детей).
Какой можно сделать вывод? (Предположения детей).
Вывод: Сахар растворяется в воде.
Воспитатель: Мы уже сахар с вами пересыпали, растворяли. Как вы думаете, что можно еще делать с сахаром?
(Предположения детей.)
Для того, чтобы узнать, что еще можно делать с сахаром, я предлагаю вам пройти к экрану. Встаем около стульчиков и немного отдахнем. Я буду говорить название еды, в которые кладут сахар и те, в которых сахара нет. Если вы услышите название блюд, в которые кладут, то хлопните в ладоши 1 раз. Если не кладут сахар, то топните ногой 1 раз.
- Джем, чай, торт, щи, каша, сахарная вата, мороженое, борщ, компот, картофельное пюре, мармелад, макароны, кисель, омлет.
Молодцы! Справились с этим заданием! Присаживайтесь!
Сейчас посмотрим еще один опыт! Он опасный, поэтому для вас я сняла видео.
На газовую плиту ставлю сковородку. Насыпаю сахар и добавляю немного воды и лимонного сока. Нагреваю! Помешиваю сахар в сковородке. Выливаю на в формочку. Вставлю зубочистку.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с сахаром на сковороде?
Дети: На сковороде сахар нагревается.
Воспитатель: В каком состоянии теперь находиться сахар? (В твердом или жидком)
Дети: Сахар сейчас в жидком состоянии.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод можно сделать следующий: при нагревании сахар плавиться.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами изучали свойства сахара. Мы узнали, что сахар состоит из кристаллов, может растворяться в воде, может издавать звук. Знаем, что сахар может быть в твердом состоянии (сахар – рафинад, в сыпучем состоянии, а также в жидком состоянии.
Ребята, скажите сахар полезная или вредная специя?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Как вы думаете, почему Карлсон веселый?
Дети: Я думаю, что Карлсон такой веселый, потому что у него есть банка с вареньем.
Воспитатель: Правильно, ребята! Ему можно кушать сладкое, сладости. А почему мальчик такой грустный?
Дети: Я думаю, что мальчик такой грустный, потому что ему нельзя есть сладкое.
Воспитатель: Правильно, ребята! Есть люди и взрослые, и дети, которым сахар употреблять в пищу нельзя. Так как сахар может вызывать болезни: например, аллергию. Аллергия – это когда человеческий организм не принимает какое – нибудь вещество.
Сахар такие люди получают из свежих фруктов и сухофруктов. Сухофрукты – это высушенные фрукты. В сухофруктах тоже есть небольшое количество сахара.
Еще для таких людей ученые придумали заменители сахара – это вещества как фруктоза и стевия.
Фруктоза – это натуральное вещество, которые произведено из фруктов. Стевия – это вещество, которое произведено из растения Стевия. Поэтому люди – аллергики употребляют в пищу либо натуральные фрукты, либо данные вещества (фруктозу или стевию). Эти вещества очень похожи на сахар. Они сладкие, тоже растворяются в воде, состоят из мелких кристаллов.
Ребята, так сахар полезная или вредная специя?
Ответы детей.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом!» На столе лежат картинки. Надо выбрать чем мы сегодня с вами занимались! Кому мы сегодня помогали узнать о сахаре?
Дети: Мы помогали узнать все о сахаре Карлсону.
Воспитатель: Берем картинку и вешаем на доску. Из какого овоща в нашей стране получают сахар?
Дети: В нашей стране сахар получают из сахарной свёклы.
Воспитатель: Что готовят из сахарной свеклы?
Дети: Из сахарной свеклы готовят сладкий сироп – патоку.
Воспитатель: Какие опыты мы с вами проделали?
Дети перечисляют название опытов. Вешают соответствующие картинки с опытами.
Воспитатель: Какой опыт мы с вами не делали, а я вам показала его на видео?
Дети: Опыт, который показывает, что сахар может плавиться. Становиться жидким.
Воспитатель: О чем мы с вами говорили в самом конце занятия?
Дети: Мы говорили о том, что есть люди, которым сахар нельзя употреблять в пищу. Мы говорили вредности и полезности сахара.
Воспитатель: Ребята, на столе стоят две тарелочки. В одной сахар, в другой сухофрукты. Подумайте и возьмите, тот продукт, который, как вы считаете больше всего полезен для нашего организма.
Дети делают свой выбор.
Воспитатель: Молодцы! Наше занятие подошло к концу. У меня в тарелочках лежат смайлики. Один – грустный, а другой - веселый. Подумайте и возьмите веселый смайлик, если вы считаете, что у вас все получилось на нашем занятии. Возьмите грустный смайлик, если вы считаете, что у вас что-то не получилось на занятии.
Дети делают свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте, попрощаемся с гостями.