Анна Романенко
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности посредством дифференциации образовательного процесса. В статье рассматривается необходимость учета типа темперамента при проведении диагностического уровня, а также при организации и проведении коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Публикация «Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы» размещена в разделах
Ключевые слова: индивидуально-типологические особенности, комплексный подход, дифференциация, индивидуализация, коррекционная работа с детьми.
Речевые нарушения являются распространенными среди различных отклонений в развитии личности. Они, либо выступают как самостоятельный первичный дефект, либо сопутствуют другим формам патологии развития.
Современные исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи.
Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. В связи с этим, речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных, психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому, правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также индивидуально – типологических особенностей.
Знание индивидуальных различий и их учет в процессе воспитания имеет большое значение для гармоничного развития личности. Каждый ребенок обладает только ему присущими особенностями деятельности, эмоциональности, характера, что требует индивидуального подхода, который педагог, в силу различных причин, не всегда может осуществить. Зачастую, из-за низкой профессиональной психологической подготовки педагога, неточной диагностики, подход к выполнению различных видов деятельности происходит без учета психологических характеристик ребенка, в том числе и темперамента.
Программа коррекционной работы с детьми должна предусматривать создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также обеспечивать возможность оптимального применения методов и приёмов коррекционно-развивающей работы с учётом индивидуально – типологических особенностей детей.
Специфика развития психики в дошкольном возрасте такова, что при различной локализации нарушений могут наблюдаться сходные проявления. К примеру, неговорящим в возрасте 3-х лет может оказаться ребенок с нарушенным слухом, с умственной отсталостью, ребенок с алалией или с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Только всестороннее комплексное изучение соматического состояния, слуховой и зрительной функций, двигательной сферы, познавательной деятельности, особенностей личности, выявление уровня развития речи, сформированности познавательных процессов, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции. Следовательно, диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка. В ходе проведения диагностики определяются основные критерии, характеризующие уровень развития тонкой моторики: согласованность, координированность движений, переключаемость, точность, скорость, темп. Но эти же критерии рассматриваются и при характеристике типологических особенностей.
В структуру темперамента, наряду с общей психической активностью, эмоциональностью, входит и двигательный компонент. Тип темперамента не влияет на степень нарушения моторики. Но, так как у детей с различными темпераментами наблюдаются особенности, проявляющиеся в темпе работы, точности, работоспособности, поведении в стрессовых ситуациях (например, ограничение времени при осуществлении диагностики, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности как при диагностике, так и проведении коррекционной работы. Так, например, дети с холерическим типом темперамента выполняют действия в более быстром темпе, чем другие. Это наблюдается у детей как с речевыми нарушениями, так и без них. Но, так как у активных типов темперамента амплитуда движений больше, то у них страдает точность движений. Также возникает «толчкообразность» движений, излишние движения при выполнении пальчиковых проб. У сангвиников темп работы выше, чем у других типов. Флегматики выполняют задания на моторику медленнее, но точность движений выше. Меланхолики совершают много ошибок при увеличении темпа работы. Таким образом, можно говорить о том, что необходимо учитывать тип темперамента при проведении диагностического уровня, а также при организации и проведении коррекционной работы.
Для детей разных типов свойственны характерные особенности речи. Сангвиники – быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Холерики- говорят громко, быстро, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. У них богатая мимика, энергичные жесты. Флегматики – отвечают на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знают точного ответа на вопрос, предпочитают промолчать. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Движения спокойные и медленные, мимика – бедная и маловыразительная, жесты – редкие, неэнергичные. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.
Таким образом, в коррекционной работе педагога можно и нужно предвидеть особенности поведения детей и адекватно на них реагировать, а главное – правильно подбирать задания и чередовать различные виды деятельности. Чтобы осуществить этот индивидуальный, обоснованный подход к детям, необходимо правильно представлять себе свойства темперамента. Зная проявления и особенности свойств нервной системы конкретного ребенка или детей, мы сможем выявить особенности их поведения, варьировать нужным образом приемы педагогического воздействия.