Наталья Медведева
Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку!
Разрешите предложить вам консультацию по теме "Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей".
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Тема этой консультации возникла неслучайно : во-первых, в этом учебном году я работаю с новыми интересными детками, во- вторых, отвечаю на вопросы, которые задают коллеги.
Не открою секрета, если скажу, что успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребёнка. Скажу по опыту работы, что не всегда в этом помогает беседа с родителями. Не все родители открыты и далеко не все сразу хотят открыть душу другому человеку.
Наша задача - помочь ребёнку почувствовать себя нужным в коллективе, другими словами, принять и полюбить его.
Для этого нам помогут простые игры и упражнения.
Упражнение "Заполни лист точками"
Цель: выяснить способности ребёнка к кропотливой работе, выявить стиль деятельности и отметить особенности внимания.
Для проведения данного упражнения ребёнку дают стандартный лист бумаги для рисования, на котором обозначено точками начало строки. Даё тся задание: продолжи точки и заполни ими весь лист.
При выполнении упражнения отмечаются следующие особенности : быстрота включения в деятельность, интерес к ней, доведение работы до конца; стиль работы ребёнка (спокойное поведение или суетливое, напряженность, самостоятельность); изменение темпа работы на различных её этапах; отвлекаемость ребёнка, ошибки, вопросы, распределение времени.
Наиболее простой способ - наблюдение за детьми во время выполнения продуктивной деятельности, например, рисование тычком:
Игра " Найди и промолчи"
Цель: выявить выдержку ребёнка, отметить особенности внимания, находчивость.
Дети стоят вдоль одной стороны комнаты или площадки лицом к водящему. По сигналу они поворачиваются лицом к стенке. В это время прячется заранее показанный им любой предмет (игрушка). Нашедший, не показывая вида, что он уже нашёл, подходит к воспитателю и тихо говорит ему, где он обнаружил данный предмет, садится на место или отходит в сторону, не подсказывая другим детям. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не отыщут предмет.
Игру можно проводить, предварительно посадить детей на стульчики, обьяснить им задание и с помощью считалочки выбрав ведущего:
Игра "Перелёт птиц"
Цель: выяснить реакцию ребёнка на сигнал, отметить его выдержку, поведение при необходимости быстрого изменения действий.
"Стая птиц" (дети ходят врассыпную) собирается на одном краю площадки, а в другом конце площадки на некотором расстоянии друг от друга стоят стулья. По сигналу воспитателя "Птицы, полетели!", дети разлетаются по площадке, расправив "крылья" и помахивая ими. По сигналу "Буря!" "птицы" летят к стульчикам.
Игра " Кто летает"
Цель: выявить особенности внимания детей, отметить их реакцию.
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет одушевлённые или неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя летающий предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например: самолёт летает. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово "летает". Это слово говорят только в том случае, если действительно предмет летающий.
Можно заменить поднятие рук на хлопание:
Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате "Украшение платочка".
Для этого нам понадобится квадрат 15на 15 см:
и большой набор готовых форм для наклеивания:
При этом обращается внимание на умение ребёнка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении задания.
В ходе наблюдений за поведением детей в группе выявляются их эмоциональные особенности, своеобразие их речи и движений.
Особенно в период адаптации, во время праздников (с присутствием родителей,
выявляются реакции ребёнка на незнакомых людей, новую обстановку, отмечается их замкнутость, общительность, стеснительность. При этом также выявляется способность деток подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков и способность к их изменению.
Особенность речи (громкость, выразительность, темп, словарный запас) выявляются на НОД по развитию речи. Например: придумай рассказ "Как я однажды испугался".
Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель выявляет общительность ребёнка, его умение дружить, помогает наладить контакт со сверстниками:
Если по- доброму относиться к ранимому ребёнку, его адаптации, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности воспитателя у него появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.
Спасибо за внимание и поддержку!