Маргарита Будкина
Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач современной педагогики. Дети с ОВЗ отличаются низким уровнем ловкости, быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Публикация «Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Педагоги нашего учреждения проводят работу по созданию условий для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений на физкультурных занятиях и свободной деятельности детей, помогают развивать ловкость, силу, координацию у своих воспитанников.
Для успешного коррекционного образовательного процесса мы используем различные виды гимнастик. Так как у детей с ОВЗ, посещающих наше учреждение, ослаблено внимание, иммунитет, страдает общая и мелкая моторика, то в комплексы утренней гимнастики мы включаем аэробику, сюжетные спортивные комплексы по изучаемой теме, подвижные игры, общеразвивающие упражнения для всех групп мышц, упражнения в ходьбе и беге с заданиями для рук и ног.
У детей с ОВЗ слабая переключаемость внимания, проблемы со сном, поэтому после дневного сна мы проводим бодрящую гимнастику, которая направлена на мягкое пробуждение ребенка, поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения.
При наличии у ребенка речевого дефекта особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев, так как существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности. Пальчиковая гимнастика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Неотъемлемой частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика, включающая в себя упражнения для лицевых мышц, мышц языка, губ. Она помогает подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшим коррекционным занятиям. Большое значение имеет дыхательная гимнастика, которая положительно влияет на весь организм в целом. В своей работе мы используем различные упражнения для развития физиологического и речевого дыхания, приемы снятия мышечного и психологического напряжения.
Так как нашим «особенным» детям свойственна быстрая утомляемость, то обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является зрительная гимнастика. Комплекс зрительной гимнастики соответствует теме недели. И включает в себя упражнения на расслабления и тренировку глазных мышц.
Для улучшения двигательных умений и навыков и развития координации движений на физкультурных занятиях проводится логоритмика. Дети учатся соотносить звук и ритм, тренируются правильно дышать. Тщательно подобранные комплексы логоритмических упражнений, веселая музыка, сказочные персонажи помогают сделать физкультурные занятия веселыми и интересными.
Переносное оборудование для более успешного развития всех групп мышц и совершенствования физических качеств (гимнастические палки, скакалки, гимнастические скамейки, дуги, обручи, маты, доски для ходьбы) – вот далеко не полный перечень спортивного оборудования, благодаря которому мы можем сделать занятия более интересными и разнообразными, физически развить детей, улучшить эмоциональный фон, ускорить протекание коррекционной работы, укрепить мышечный тонус, улучшить общее самочувствие детей.
Проявляя творчество, мы постоянно обновляем и пополняем копилку сценариев различных спортивных праздников, которые мы адаптируем для своих «особенных» деток, чтобы каждый из них смог принять участие в интересном и увлекательном мероприятии. Яркие костюмы, сказочные персонажи, дружеская атмосфера делают такие праздники очень интересными и запоминающимися.
Не менее интересны для детей совместные спортивные досуги, в которых принимают участие и родители воспитанников, и ребята из других групп. Теплая дружеская атмосфера, создаваемая нашим коллективом, позволяет улучшить социализацию детей с ОВЗ, развивается толерантность у наших воспитанников, помогает родителям и детям стать ближе друг другу.
В своей работе мы имеем возможность, перенестись вместе с дошкольниками в сказочный мир, используя вариант проведения сюжетного физкультурного занятия, основанного на сюжете народной или авторской сказки. Такие занятия повышают интерес детей к движениям. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основным условием эффективного обучения детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребёнка. Кроме того, заинтересованность позитивно действует на двигательную активность детей с ОВЗ, освоение движений хорошо влияет на развитие их речи. Важно учитывать, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно, и если она у них вызывает интерес. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
К таким занятиям дети должны быть подготовлены в эмоционально-психологическом плане. Необходимо заблаговременно напомнить им в удобной форме содержание художественного произведения, которое будет служить основой импровизационных действий, например его повторным чтением, тематическим рисованием, выставкой книжных иллюстраций и детских рисунков. Психологическую готовность обеспечит также изготовление нужной физкультурной атрибутики на занятиях по изодеятельности.
На «сказочных» занятиях мы планируем подвижные и пальчиковые игры с текстом, элементы артикуляционной гимнастики для закрепления речевых навыков. Занятия, построенные на сказках, отличаются интересным содержанием, играми, музыкальным сопровождением, радостной атмосферой, положительными детскими эмоциями и красивой образной речью взрослого.
Сказки… Дети живут в этом мире, в сказках существует то, что порой нельзя увидеть в реальном мире. Здесь не только люди, но и животные, и фрукты, и даже предметы, и природные явления умеют разговаривать, двигаться, то есть быть одушевлёнными. Поэтому сказочные моменты присутствуют на физкультурных занятиях, как элемент нравственно-духовной мудрости, которую в незатейливой форме постигает ребёнок.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Главное найти ключик к детскому сердцу, ключик этот - сказки!