Получи документы

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (6 фото)

галина мальцева
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Описание опыта работы

Мальцевой Галины Викторовны

по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на физкультуре»

Обоснование актуальности темы: дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот сенситивный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к своему здоровью.

Публикация «Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Как отмечал один из видных ученых Л. А. Орбели, «движение воспитывается самим движением». Это важное положение было подтверждено в исследованиях П. К. Анохина. Движение имеет огромное значение для развития физиологических систем растущего организма, оказывает мощное влияние на формирование психических процессов, интеллекта, речи, анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, на формирование личности ребенка в целом. Дети с НОДА нуждаются в особых упражнениях по физическому развитию с комплексной коррекцией здоровья, учитывающих ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определенных движений, а также уровень общего развития детей.

Вышеизложенное подтверждается мнением многих ученых и практиков (Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, А. А. Потапчук, Т. С. Овчинниковой и др.) о том, что дети с НОДА не могут выполнять требования, предусмотренные типовой Программой воспитания и обучения в детском саду, особенно разделы по физической культуре.

Так как, содержание программ не имеет коррекционной направленности. Дети не способны освоить все основные движения раздела по физической культуре современных программ в силу особенностей своего психофизического развития и нуждаются в индивидуальных программах по развитию движений.

Поэтому разработка игр и упражнений по психомоторике, учитывающей ведущие нарушения ОДА, а также уровень общего развития детей, их индивидуально-типологические особенности так актуальна на сегодняшний день.

Поэтому мы считаем актуальным и необходимым разработать диагностику психомоторного развития, и на основании её результатов составить и апробировать систему специальных коррекционных игр и упражнений для успешного освоения двигательных навыков и умений, чтобы решить следующие задачи:

- развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;

- развитие пространственно-координационных и ритмических

способностей;

-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать

мышечный тонус;

- укрепление опорно-двигательного аппарата, коррекция осанки и

плоскостопия;

-развитие движений, двигательных качеств и физической

работоспособности;

- коррекция и совершенствования ручной моторики (мелких движений рук

и пальцев).

Психофизиологические особенности развития детей с НОДА

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) отмечаются:

• общая физическая ослабленность, недостаточная сформированности двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость.

• Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным и простудным заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей.

• Низкая двигательная активность детей, связанная с поражением центральной нервной системы, вегетативной нервной системы (при ДЦП, с частыми поражениями дыхательных функций.

• Дети плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.

• Отмечаются апатичное отношение к ограниченности своих двигательных возможностей, отсутствие инициативы в овладении движением, активного стремления к общению с окружающими.

• Отсутствие адекватной коррекционной помощи детям с НОДА в сенситивные периоды дошкольного возраста приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии — «социальных» (Л. С. Выготский).

Проблема заключается в подборе физических упражнений, эффективных форм, методов и приёмов коррекционной работы с детьми НОДА на основании результатов диагностики.

Цель работы : совершенствование единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную коррекцию, реабилитацию и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с НОДА, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, подготовку к школьному обучению.

Объектом исследования является коррекционный учебно- воспитательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, коррекции недостатков и отклонений в физическом и психическом развитии детей с НОДА.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Предмет исследования: коррекционные технологии по формированию у детей с НОДА психомоторных умений и навыков, разработка учебно-практического материала.

Гипотеза: в основу опытно-экспериментальной работы положена гипотеза о том, что дети с НОДА проходят все этапы физического развития, характерные для нормально развивающихся детей, но темп прохождения индивидуален, что обусловлено различными причинами. Поэтому, если при помощи специальной диагностики выявить особенности психомоторных нарушений, и подобрать эффективные методы и приёмы, то такой подход позволит максимально сформировать и сгладить дефекты психофизического развития детей с НОДА.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать необходимость создания для детей НОДА системы игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений, учитывающей ведущие нарушения ОДА, а также уровень общего развития детей.

2. Разработать и апробировать методы, приёмы коррекционной работы, подобрать игры и упражнения по теме: «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с НОДА на физкультуре».

3. Разработать учебно-методические рекомендации по коррекции психомоторных нарушений у детей с НОДА

4. Обобщить результаты эксперимента.

Предполагаемый результат.

Разработанная система игр и упражнений - позволит обеспечить исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсация парезов и др., скорректировать их дефекты путём комплексного медико-педагогического воздействия, учитывая сензетивные периоды и индивидуальные возможности каждого, то такая работа позволит укрепить здоровье детей и даст возможность максимально приблизить развитие каждого ребёнка к норме.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1. Критерий эффективности, который включает в себя состояние психомоторного развития детей, приближённое к возрастной норме.

2. Улучшение состояния эмоционально-волевой сферы, способность регулировать своё поведение.

3. Физическое развитие, близкое к норме.

Образовательная деятельность по физическому воспитанию имеют не только общеразвивающие значение, но и способствуют компенсации недостатков психического развития. В отличие от массового детского сада, образовательная деятельность по физкультуре носят коррекционную направленность и индивидуальный подход.

Начиная работать по теме : «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с НОДА», мы столкнулись с отсутствием специальной системы коррекционной работы по развитию психомоторики. В детском саду была выделена контрольная группа детей с различными формами двигательных нарушений. Для выявления индивидуальных особенностей, в том числе определение уровня физической подготовленности и психомоторного развития разработаны методики диагностики для I-III годов обучения.

Ежегодно проводились диагностические срезы уровня развития двигательных навыков и умений, состояния психомоторики на начало и конец учебных годов 2013-2016 г. С этой целью в сентябре проводится диагностика.

Анализ результатов даёт возможность педагогу :

1- определить степень развития психических процессов (памяти, внимания, переключаемости, координации, ориентировке в пространстве);

2- определить степень сформированности умений и навыков в основных видов движения (ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании);

3- правильно подобрать коррекционные игры и упражнения к занятию;

4- составить индивидуальную программу на каждого ребёнка по психофизическому развитию;

5- определить необходимость посещения детьми индивидуальных, фронтальных занятий и лечебной физкультуры;

6- определить оптимальные методы и приёмы в работе с детьми.

Первичные проведения диагностики показывают не сформированности навыков и умений, низкий уровень психомоторики. Эти отклонения фиксируются в протоколах обследования. После первого полугодия определяется динамика развития и уточняется программа индивидуального развития на второе полугодие. В конце года, в мае, проводится повторная диагностика по определению сформированности двигательных навыков и состояния психомоторики.

Фото №1 Именно в этот сенситивный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности отношение к своему здоровью

Физическое воспитание в дошкольном учреждении имеет оздоровительную и воспитательную направленность и решает оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные задачи.

1. Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья детей, на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физического развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

2. Образовательные задачи предусматривают создание правильной основы для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков («школы движений», развитие физических качеств, развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям, физическими упражнениями.

4. Коррекционная работа пронизывает весь процесс физического воспитания. Физическая деятельность содействует коррекции и

компенсации дефекта в процессе формирования возрастных

локомоторностатических функций и предусматривают развитие

психомоторных процессов:

-развитие координации движений и формирование функции равновесия;

-формирование правильной осанки и коррекцию плоскостопия;

-развитие ориентировки в пространстве;

-развитие точности и качества движений;

-восприятие, внимание, двигательную память;

-развитие общей и мелкой моторики.

Помимо двигательных нарушений дети с нарушением опорно-двигательного аппарата ослаблены, часто болеют, отличаются повышенной утомляемостью, имеют деформацию стопы и грудной клетки, это понижает работоспособность детей. Они вялы, пассивны или возбудимы, не уравновешены, и имеют нарушения эмоционально-волевой сферы поведения.

Первичные проведения диагностики показывают не сформированности навыков и умений, низкий уровень психомоторики. Эти отклонения фиксируются в протоколах обследования.

Для успешного решения программных задач были разработаны коррекционные занятия по физической культуре.

На начальном этапе работы были некоторые нарушения длительности занятий (больше или меньше по времени, предусмотренной программой, поэтому были незначительные смещения в режиме дня.

Для устранения негативных последствий проведены:

- корректировка структуры занятий;

- определён объём подаваемого учебного материала на каждом занятии;

- точный хронометраж времени каждой части занятия;

- медицинский контроль за восстановлением вегетативных функций в разных

видах деятельности с целью предупреждения утомления и переутомления

детей.

Это отражено в разработанных методических рекомендациях по коррекции психомоторных нарушений у детей с НОДА по физическому развитию.

Коррекционная работа в разделе «Физическое воспитание» осуществляется в комплексе посредством проведения:

Физкультурной деятельности – 5 раз в неделю преподаватель по физической культуре (АФК, 4 из которых в утренние часы по подгруппам детей из 5 человек и одно - во второй половине дня, проводимого на воздухе, зимой - в тренажё рном зале с продолжительностью:

1 – год обучения дети (4-5 лет) – 20 минут;

2 – год обучения дети (5-6 лет) – 25 минут;

3 - год обучения дети (6-7 лет) – 25 минут.

При организации физических упражнений с тренажёрами нами был использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует за ранее распределить детей на две подгруппы на основе трё х основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и двигательной активности. Распределение детей на две подгруппы даёт педагогу возможность осуществлять дифференцированный подход, т. е. проводить физическое развитие, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приёмам. Детям с низким уровнем физической подготовленности и с большими двигательными нарушениями необходимо замедленный показ движений с чётким и подробным их объяснением. Во время выполнения заданий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.

Индивидуальной деятельности - в первую и во вторую половину дня 1 раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут.

Лечебной гимнастике – в первую и вторую половину дня 2 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.

Содержание обучения составляют доступные детям виды физических упражнений:

- основные и танцевальные движения;

- строевые, общеразвивающие, спортивны упражнения, подвижные и спортивные игры;

- вводятся дыхательные, логоритмические, упражнения по психомоторике и релаксации.

Физическое развитие детей НОДА отличаются коррекционной направленностью и строгим индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Так количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличивается с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности:

I год обучения – комплекс из 4-5 упражнений по 4-5 раз повторов;

II год обучения – 5-6 упражнений по 5-6 раз;

III год обучения – 7-8 упражнений по 7-8 раз.

Для решения коррекционных задач и улучшения доступности упражнений по физическому воспитанию используются традиционные методы обучения:

- словесный (объяснение, короткое указание, словесная инструкция, уточнение, напоминание, поощрение);

- наглядный (показ, демонстрация действий, жестовая инструкция, имитация, зрительные ориентиры);

- практический (игровой, соревновательный, обыгрывание движений, совместные действия, практическое апробирование).

Фото №2 Публикация Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья размещена в разделах ЗОЖ здоровье

Педагог работает над пониманием и выполнением словесной инструкции, которая должна быть доступной, короткой и понятной.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильности подбора методов и приёмов обучения.

Основной коррекционно-восстановительной работой на первом году обучения становятся наглядные и практические методы. При обучении важно выбрать способ передачи ребёнку собственного опыта. Более доступным способом передачи ребёнку знаний и умений оказывается показ (показ упражнения, имитация, наглядные пособия в виде картинок, игрушек). Разучивая упражнения, необходимо создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используется показ, объяснение, практическое апробирование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

На втором году обучения для разучивания движений большее место занимает наглядный метод (имитация, зрительные и звуковые ориентиры).

Имитация помогает при освоении таких движений, как ходьба, бег и др, Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птицам, насекомых, различным видам транспорта. Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждает детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении. Например: коснуться предмета подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребёнка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезания под дугу, к которой привязан колокольчик). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши. Словесные методы используются в виде (коротких указаний, напоминания, уточнения, похвалы, объяснения). На этом этапе проводится работа над пониманием и выполнением словесной инструкции, которая должна быть доступной, понятной, краткой.

При проведении занятий на третьем году обучения особенно важно поощрять самостоятельность и активность детей, развивать их волю и стремление к преодолению трудностей. Обучения при использовании наглядного метода (показ подготовленного ребёнка, жестовая инструкция, показ слайдов и картинок, имитация, большее место отводится словесному методу. При совершенствовании и закреплении двигательных навыков и умений используется практический метод (игровой, соревновательный, совместные действия детей).

Работая по теме : «Система игр и упражнений по коррекции психомоторных нарушений у детей с проблемами в развитии», мною был разработан практический материал (перспективный план, конспекты занятий, методики диагностики и методические рекомендации) по применению наиболее эффективных методов и приемов.

В результате проведённой работы дети показали положительную динамику в коррекции психомоторного развития, это видно из сводной таблицы диагностического среза:

Фото №3 Все о здоровье для детей Опыт работы практика Работа с Особыми детьми

I год обучения

- на 60% и 50% соответственно улучшилась координация и согласованность движений в ходьбе и беге. Эти дети стараются не шаркать ногами, не опускать голову, держать спину прямо, достаточно хорошо ориентируются в пространстве зала, равномерно бегают. Свободно без напряжения ходят по скамье.

- на 50% улучшились показатели в прыжках. Дети прыгают уверенно, ритмично, легко, держат ноги вместе, устойчиво приземляются, не теряя равновесия.

- на 40 %улучшение составило в метании. Дети ловят кистями рук мяч брошенный вверх и о пол, не прижимают его к груди, в связи с увеличением мышечной силы показатели на дальность изменились в положительную сторону.

- на 80% детей без боязни влезают на гимнастическую лестницу согласно возрастным нормативам, движения выполняют ритмично, не пропускают рейки, уверенно ползают, подлезают под дугу, не задевая её.

- на 50% и 30% улучшились показатели в двигательной памяти, и мелкой моторики, что сказывается не только в выполнении упражнений не только с мячом, но и в другой деятельности.

- на 60% в ориентировке в пространстве и на 80% в переключаемости движений и внимания. Дети своевременно реагируют на сигнал педагога, двигаются ритмично, переключаются при назывании нового задания, ориентируются правильно в пространстве зала, находят своё место в строю, внимание стало устойчивым.

- на 60% улучшились показатели в координации, дети сохраняют положение тела при ходьбе по уменьшенной опоре, в прыжках не теряют равновесия.

II год обучения

-на 40% улучшились показатели в ходьбе. Эти дети уверенно ходят, держат правильно осанку, согласовывают движения рук и ног, удерживают равновесие при ходьбе по шнуру и скамье.

-на 50% показатели в прыжках увеличились. Дети в этом возрасте с удовольствием прыгают, не замечая, что тем самым укрепляют мышцы ног. Прыжки через предметы стали ритмичными, лёгкими, при спрыгивании с высоты приземляются точно и мягко, не теряя равновесие.

-на 50% улучшились показатели в лазании. Так как дети стали смелыми и уверенными в своих движениях, ловкими и выполняют нормативы согласно требованиям, захватывают правильно рейки лестницы и скамейку при ползании по ней.

-на 50% улучшились показатели в беге. Он стал лёгкий, равномерный, дети согласовывают свои действия с партнёрами, не наталкиваются друг на друга.

-на 40% дети стали лучше и качественно выполнять упражнения с мячом. Они научились отбивать мяч, на месте не терять его, перебрасывать друг другу и ловить его кистями рук, при броске в вертикальную цель точно попадать.

-на 50% улучшились показатели в переключаемости движений, на 80% двигательной памяти, на 60% внимании. У детей повысился словарный запас спортивных терминов, быстро переключаются с одного задания на другое по сигналу, реагируют между словом и мышечным ощущением названного действия; стали более внимательными; усвоили свои действия на сигнал педагога.

-на 60% улучшились показатели в координации. Дети усвоили ритм и темп движения, свободно удерживают позу стоя на одной ноге, не балансируют при ходьбе по уменьшенной опоре.

-на 50% показатели пространственной ориентировки. Дети ориентируются не только в пространстве зала, но и относительно друг друга, сформированы понятия лево, право.

Фото №4 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка октябрь Как отмечал один из видных ученых Л

III год обучения

-на 70% и 80% соответственно улучшились показатели в прыжках и лазании. Дети освоили скакалку, прыгают в длину с место далеко. Лазают переменным шагом с переходом на другой пролёт согласно требуемым нормам. Подлезают под дугу боком, не задевая верхний край.

-на 70% улучшились показатели в метании. На этом этапе идёт увеличение, как мышечной силы рук, так и скоростно-силовых качеств, что позволяет иметь высокие показатели.

-на 60% и 50% улучшились показатели в ходьбе и беге.

-на 70% возросли показатели переключаемости движений.

-на 50% увеличились показатели в статической и динамической координации. Дети координированы, сформировалось устойчивость детей на уменьшенной опоре.

-на 30%, 50% улучшились показатели в мелкой моторики пальцев рук, двигательной памяти, внимании. Из-за ловкости и силы рук улучшение видим в качестве выполнения упражнений с мячом. Дети прислушиваются к педагогу, стали внимательными. Легко выполняют упражнения на память.

Снижение уровня и овладения детьми навыками и умениями в начале года характеризуется тем, что усложняются требования к выполнению движений от года к году. За летний период происходит интенсивный рост скелета, что влечёт за собой дефицит мышечной массы, в результате чего снижаются показатели физических качеств: сила, ловкость, быстрота, гибкость. Дети за лето частично теряют свою физическую подготовленность и качество уже приобретённых навыков и умений, однако в процессе обучения в течение учебного года формируются и развиваются умения, двигательные навыки, физические качества, знания, что даёт в конце года динамику и приближает уровень детей к возрастной норме.

Фото №5 Орбели движение воспитывается самим движением
Публикации по теме:

Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Особенности проявления стрессов у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической науке и практике. Актуальность.

План работы районного методического объединения «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» ПЛАН РАБОТЫ районного методического объединения «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2016/2017 учебный год Методическая.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт работы Андреева Наталья Ивановна Воспитатель первой квалификационной категории Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду:.

Роль игры в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы Гудковой Юлии Александровны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с. Старый Аманак.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 27 октября 2016 в 16:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем галина мальцева (УИ 150268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД