Елена Инкина
Творческо-познавательный проект для детей дошкольного возраста «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Моя семья».
Участники проекта: воспитатели, дети дошкольного возраста, родители.
Вид проекта: творческо-познавательный.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста не имеют достаточно знаний о своей семье, зачастую не могут правильно обозначить родственную связь (внук, внучка, тётя, дядя и т. п., не знают или путают имена близких родственников и не понимают, зачем и как можно проявлять чувство заботы и уважения к членам семьи.
Актуальность проекта:
Публикация «Творческо-познавательный проект для детей дошкольного возраста „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
С раннего возраста у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям вообще свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к своим близким, к своей семье. Это и есть основа из основ нравственного воспитания ребенка, его самая первая и самая важная ступень – ознакомление ребенка с понятием «семья». Но формирование представления о семье не возможно без поддержки самой семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России.
Цель проекта: формировать у детей понятие семья, заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
Задачи проекта:
Сформировать у детей представления о семье, как о людях, которые дружно живут вместе, о родственных связях в семье, умение узнавать на фотографиях и называть по имени членов своей семьи;
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е потребность к формированию семейных ценностей;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемый результат:
Знание детьми родственных связей и имен родственников в своей семье.
Активизация словарного запаса детей.
Проявление заботы и уважения к членам семьи.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение поддерживать сюжет ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье.
Повышение активности участия родителей в мероприятиях детского сада.
Сформированность доверительных, партнёрских отношений между воспитателями, обучающимися и их родителями.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1этап: Подготовительный.
Определение цели и задач проектной деятельности.
Проведение предварительной работы с родителями и детьми.
Выбор необходимого для проекта оборудования и материалов.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка плана реализации проекта.
Разработка дидактических игр, пособий.
Подборка иллюстративного материала.
Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
Подборка подвижных и дидактических игр по теме.
Подготовка материала для изобразительной деятельности.
Тематические консультации для родителей: «Авторитет родителей», «Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции», «Как создать родословную семьи».
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Игры детей в семье», «Учим правилам этикета», «Домашние обязанности ребенка».
Папка передвижка «Что такое семья?».
Оформление альбомов родителями: «Я и моя семья».
2 этап: Практический.
Образовательные области и формы работы
Социально-коммуникативное развитие
Игровые ситуации: «Семья», «Дочки матери», «День рождения бабушки», «Дом», «Профессия моих родителей», «В гости к бабушке».
Разыгрывание ситуаций: «Если мама устала», «Вечер в семье», «Бабушка заболела».
Игровая ситуация «Новоселье».
Внесения альбома «Чем увлекаются мальчики (девочки)».
Игровое упражнение «Составь семью».
Речевое развитие
Составление рассказов о своей семье (составление рассказов из личного опыта по фотографии) «Семейные праздники», «Как мы играем дома», «Как мы отдыхаем всей семьёй».
Беседа на тему «Наши мамы».
Беседа: «Моя семья самая…», «Мой папа работает….», «Моя мама работает…».
Речевая игра «Скажи ласковое слово».
Чистоговорки: «Ша-ша-ша, ша-ша-ша, мама нянчит малыша» и др.
Скороговорки: «Купила бабуся бусы Марусе» и др.
Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Репка», «Три медведя», «Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Волк и козлята», «Маша и медведь» и другие.
Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Посидим в тишине», Ю. Жукова «Про нас» а также произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского. и др.
Отгадывание загадок о семье.
Заучивание пословиц и поговорок: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт».
Познавательное развитие
Беседы на тему: «Мама, папа, я - дружная семья», «Я - девочка (мальчик)», «Мое имя», «Мой дом», «Любимый отдых», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка».
Беседа «Мы заботимся друг о друге».
Рассматривание иллюстраций и картин по теме «Профессии».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Дидактическая игра «Кто кому кто?».
Дидактическая игра «Кому что подарим?».
Дидактическая игра «Моя семья».
Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».
Дидактическая игра «Кто что делает».
Дидактическая игра «Дополни предложение».
Дидактическая игра «Один - много».
Дидактическая игра «Кто возле кого».
Дидактическая игра «Расставь мебель по комнатам».
Рассматривание сюжетных картинок: «Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на море».
Разрезные картинки о семье.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто живет у нас в квартире», «Как у нас семья большая».
Физкультминутки «Семейная зарядка», «Помогаем маме», «Устала наша бабушка», «Маму я свою люблю».
Подвижные игры: «Поможем бабушке», «Репка», Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Разноцветные шары для мамы», «Клубочки для бабушки», «Машина для дедушки».
Лепка: «Сердечко для мамы», «Смайлик для семьи».
Аппликация: «Украсим прихватку для мамы», «Украсим фартук для бабушки», «Галстук для папы».
Слушание песен: «Мамочка моя милая», «Песенка мамонтенка», «Папа может», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Колыбельная медведицы» и др.
3 этап: Заключительный.
Оформление фотоальбома «Я и моя семья».
Фотовыставка «Счастливая семья».
Презентация проекта.
Вывод:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотовыставок, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.
На наш взгляд, проект «Моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Список использованной литературы.
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: - М. : Т. У. Сфера, 2004.
3. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-4 года».
4. Барто А. Стихи детям: литературно-художественное издание. – М. : ТД «Эксмо», 2012. – 144с.
5. Галкина А. Н. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений. Спб,2001
6. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
7. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).