Татьяна Безменова
Творческо-познавательный проект «Старые добрые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ» дошкольная группа
Маму вечером молю:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с кощеем,
Или с трёхголовым змеем.
Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Темочки:
Сказки в жизни помогают
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.
Чусовитина Ольга
Сказка – это такой неисчерпаемый колодец знаний народной мудрости, благодаря которому преподносятся простые истины – что такое добро и зло, правда и ложь, ум и глупость, отвага и трусость.
Проект является творческо - познавательным, краткосрочным – 2 недели (с 10. О1 – 23. 01. 2017г.) осуществляется через различные формы работы, направлен на знакомство детей с устным народным творчеством – сказкой, формирование интереса к сказкам, развитие познавательной активности, творческих способностей, фантазии. Рассчитан на детей младшей разновозрастной группы, педагога, родителей.
Проект включает несколько этапов:
1. Подготовительный
2. Практический (основной)
3. Заключительный.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всей жизни. Трудно найти что-то другое, сравнимое по воздействию на ребёнка, чем сказка. Сказка не только развлекает ребёнка, но ненавязчиво воспитывает его, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Сказка – универсальный учитель, благодаря ей ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, учится откликаться на события и явления окружающего мира. В сказке ребёнок черпает первые представления о добре и зле, сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет сопереживать героям, и в результате этих переживаний у ребёнка появляются не только новые знания, но и эмоциональное отношение к окружающему миру, ребёнок учится выражать своё отношение к добру и злу, учится отделять плохое от хорошего.
Возникла необходимость организовать и провести проект, т. к. велика роль сказки в становлении ребёнка в целом, как личность. Сказка решает вопросы нравственного воспитания детей, приобщает к общечеловеческим ценностям, служит источником познавательного развития детей.
Цель.
Формирование устойчивого интереса детей к сказке.
Задачи.
-Воспитывать в детях любовь, отзывчивость, эмпатию, уважение, дружелюбие.
-Создать необходимые условия для систематизации знаний детей о сказках
-Способствовать развитию познавательного интереса, творческих умений и навыков
-Обогащать и расширять словарный запас детей.
Гипотеза.
Если дети познакомятся со сказками, будут знать их содержание, то у детей появится желание слушать сказки, постепенно они научатся понимать смысл сказок, их значение, у детей будет развиваться познавательный интерес, повысится речевая активность.
Проблемная ситуация.
В последнее время родители всё чаще заменяют чтение детям сказок на просмотр мультфильмов, игры на компьютере или планшете. Уходит в прошлое старая, добрая книга, и само понятие – чтение, в том числе, и чтение сказок. Как вернуть необходимость в чтении сказок? Как научить ребёнка слушать сказки, сделать так, чтобы ребёнок любил и понимал их?
Планируемые результаты.
Благодаря организации проекта у детей сформируется устойчивый интерес к сказкам, появится желание слушать сказки. Данный проект даст детям первые азы театрализации, поможет раскрыть таланты, приобщить к миру игры и театра, удовлетворит желание познавать мир, поможет сформировать эмоционально чувственную и нравственные сферы. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания помогут развить потребность в активном самовыражении. И наконец, что не мало важно для детей данного возраста, малыши научатся не только слушать сказки, но и пересказывать их с опорой на иллюстрации, будет активно развиваться их речь,образные выражения и сравнения помогут способствовать выразительности речи детей.
Организация творческой деятельности поможет детям лучше запоминать сказки, научит отражать услышанное и увиденное в творческих работах.
Подготовительный этап (с 10.01 -12.01. 2017 г.)
Цель.
Подготовка к проекту.
Задачи.
-Подготовить необходимые материалы и атрибуты для проекта
-Разработать цели, задачи, план мероприятий по теме проекта
-Собрать необходимую информацию, связанную с темой проекта
-Сообщить родителям о теме проекта, плане взаимодействия в рамках проекта
На подготовительном этапе педагогом был разработан цикл занятий, посвящённых теме проекта, отобрана необходимая художественная литература с учётом возраста детей, сшиты костюмы для театрализованной деятельности, подготовлен дидактический материал для игр, различные виды театров. Родители ознакомлены с темой проекта, их ролью в проекте.
Практический этап (с 13.01 – 22.01. 2017 г.)
Цель.
Знакомство со сказками через организацию проектной деятельности.
Задачи.
-Учить детей внимательно слушать сказки и понимать их смысл
-Формировать интерес к сказкам
-Развивать воображение, фантазию, образное мышление, творческие умения и навыки детей
-Привлечь родителей к участию в проекте
Содержание работы на практическом (основном)этапе
1. Чтение художественной литературы:
Чтение и рассказывание русских народных сказок: «Маша и медведь», «Рукавичка»,«Колобок» в обр. О. И. Капицы, «Репка» в обр. О. И. Капицы, «Золотое яичко» в обр. О. И. Капицы, «Теремок» в обр. А. Н. Толстого, «Петушок – золотой гребешок» в обр. А. Н. Толстого, «Лисичка со скалочкой» в обр. М. А. Булатова, «Бычок – смоляной бочок» в обр. М. А. Мельниченко, «Волк и коза» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки, «Три медведя» Л. Толстого.
Рассматривание иллюстраций к сказкам, сюжетных картинок по мотивам сказок.
2. Просмотр мультфильмов:
Сборники - «Коллекция русских народных сказок», «Мультфильмы СССР», «Самые интересные мультфильмы -выпуск №3», «Бурёнка из Маслёнкино», «Любимые сказки», «Чудо-мельница».
3. НОД :
«В стране сказочных героев»; тематический день «Мы попали в сказку».
4. Беседы с детьми:
«Твои любимые сказки», «Кто главный герой?», «Какие сказки вы читаете дома?», «Какие сказки ты знаешь?», «Почему вам нравятся сказки?»; беседы по прочитанным сказкам.
5. Театрализованная деятельность:
Постановка сказки «Колобок» (родители); настольный театр - «Колобок», «Репка», «Три поросёнка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой»; кукольный театр –«Лиса и волк», «Семеро козлят», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка»; игры-драматизации – «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Три медведя», «Лиса и зайцы».
6. Дидактические игры:
«Угадай героя сказки», «Чудесный мешочек», «Кто лишний?»; пазлы и разрезные картинки по сказкам.
7. Подвижные игры:
«Зайка беленький сидит», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Раз, два, три ты, лисичка, догони».
8. Творческая мастерская:
Рисование –«Рукавичка», «Колобок», «Платье для Маши», «Золотое яичко», «Украсим тарелочку Мишутки», раскрашивание раскрасок по мотивам сказок;
Аппликация – «Три медведя», «Репка»; коллажи по сказкам - «Теремок», «Смоляной бочок»;
Конструирование – «Домик для зайчика» (из деталей настольного деревянного театра, «Теремок» (из кубиков «лего», «Смоляной бочок» (из соломы);
Лепка –«Колобок», «Репка», «Три чашки»,
Тесто пластика –«Украсим рукавичку», «Короб для Маши»;
9. Выставки:
Книг «Мои любимые сказки», рисунков «По дорогам сказок;
10. Работа с родителями:
Консультации –«Роль сказки в жизни детей», «Какие сказки нужно читать детям», «Читайте детям сказки -они учат добру».
Акции «Прочитай мне, мама, сказку», «Мы рисуем сказку» (совместное творчество детей и родителей).
Создание папки-передвижки «Роль сказки в жизни детей».
Заключительный этап (24.01. 2017г.)
Цель.
Подведение итогов проектной деятельности.
Задачи.
-Оформить выставку рисунков (совместное творчество детей и родителей) по теме проекта
-Организовать и провести развлечение «Мои любимые сказки»
-Создать положительный эмоциональный настрой у детей
На заключительном этапе педагог оформила выставку рисунков совместного творчества детей и их родителей под названием «В гостях у сказки». Было проведено костюмированное развлечение для детей «Мои любимые сказки».
В результате реализации проекта дети узнали много сказок, научились узнавать героев сказок, у детей сформировалось умение и желание слушать сказки, участвовать в театрализованной деятельности.
Проект способствовал творческому развитию детей, помог раскрыть детские таланты, активизировать мыслительные процессы, повысил речевую активность.
В результате реализации проекта были созданы условия для всестороннего личностного развития детей, воспитания нравственных качеств, положительных, дружеских отношений в коллективе.