Оксана Тарасова
Творческий проект «Творчество К. И. Чуковского как инструмент развития словаря и связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1373
Отделение дошкольного образования
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
«Творчество К. И. Чуковского как инструмент развития словаря и связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель-логопед Тарасова О. В.
Публикация «Творческий проект „Творчество К, И, Чуковского как инструмент развития словаря и связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям. Показывают высокие чувства и стремления.
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника – «Воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьем, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.
Язык сказок Корнея Ивановича Чуковского отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.
Произведения Корнея Ивановича Чуковского близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Корней Иванович показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
К. И. Чуковский и в свои, почти 90 лет, умел восхищаться непосредственной детской весёлостью, видя в ребёнке, прежде всего, товарища по играм. И дети чувствуют и слышат в ликующих интонациях его произведений. Он всегда умел разговаривать и смеяться вместе с детьми.
Произведения К. И. Чуковского не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: посуда, дикие и домашние животные, транспорт, пожарная часть, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов К. И. Чуковского, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта :
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта К. И. Чуковского, используя игровые технологии в различных видах деятельности.
Задачи проекта :
Познакомить детей с биографией К. И. Чуковского.
Вспомнить знакомые произведения:
«Муха-Цокотуха»
«Мойдодыр»
«Федорино горе»
«Краденное Солнце»
«Путаница»
«Айболит»
«Бармалей»
Познакомить детей с мало знакомыми произведениями К. И. Чуковского.
«Радость»
«Закаляка»
«Чудо-дерево»
«Бебека»
«Муха в бане»
«Поросёнок»
«Федотка»
«Черепаха»
«Слониха читает»
«Ежики смеются»
«Головастики»
«Обжора»
Английские народные песенки ( перевод: «Храбрецы», «Скрюченная песня», «Барабек», «Котауси и Мауси», «Дженни», «Курица»).
Загадки
Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
Развитие словаря детей во время слушания, обсуждения и заучивания текстов произведений автора.
Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте. родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – в течение двух недель.
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе :
- Библиотека произведений К. И. Чуковского.
- Викторина по произведениям К. И. Чуковского.
- Оформление выставки рисунков по произведениям К. И. Чуковского.
- Рисунки мелом на асфальте.
- Театрализованные игры.
- Инсценировка произведения.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству К. И. Чуковского.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Участники проекта :
- дети старшей группы
- родители воспитанников
- воспитатель старшей группы
-учитель-логопед:
Тип проекта : Творческий
По методу: Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
Речевое развитие :
-Изменение сюжета сказки из-за проникновения в неё других героев (Крокодил из «Краденного солнца» попал в сказку «Бармалей», «Мойдодыр пришёл научить Федору опрятности, Айболит вылечил от злости Бармалея).
-Приём «наоборот» :герои меняют свои характеры.
-придумывание новых концовок к сказки или продолжение.
- Игра «Раньше-позже», использование вопросов, стимулирующих творчество и интеллект. (Что стало бы с мальчиком из «Мойдодыра», если бы он нашёл Сапоги Скороходы? Как бы помог Комарик Мухе Цокотухе, если бы стал невидимым.
-Придумывание загадок о героях или предметах в сказках.
-Чем похожи герои? Чем отличаются? Можно сравнить героев одной сказки с персонажами другой.
- Разучивание стихотворений;
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Тараканище».
Социально-коммуникативное развитие :
-Развивающие настольные печатные игры (лото, «Прочитай слово по первым звукам», «Противоположности», «Угадай к какой сказке иллюстрации», «Узнай сказку по предмету», «Что сначала, что потом?».
-Сюжетно-ролевая игра «Доктор», Разговор с детьми по безопасности: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
-Трудовая деятельность: выращивание цветов для клумбы Мухи Цокотухе, изготовление атрибутов к ролевой игре.
Художественно-эстетическое развитие :
-рисование мелом на асфальте персонажей, по которым можно узнать сказку;
-лепка по произведениям;
-инсценировка произведения «Путаница».
Физическое воспитание:
-Воспитание культурно-гигиенических навыков через беседу «К нам пришёл Мойдодыр».
-Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
-Игры на релаксацию.
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами К. И. Чуковского.
Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок к произведениям К. И. Чуковского вместе с детьми
- домашнее чтение произведений К. И. Чуковского
- изготовление атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Путаница»
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников
- содействие с библиотекой ОДО №3
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством К. И. Чуковского детей старшего дошкольного возраста»
Подведение итогов
- проведение викторины по произведениям К. И. Чуковского
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям К. И. Чуковского.
-инсценировка произведения «Путаница».
Мероприятия проекта
№
п/п Содержание работы Результаты
Подготовительный этап
1 Методическая работа с педагогами:
Консультации:
– «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество К. И. Чуковского»;
– подбор детской художественной литературы писателя. Мастер-класс;
аннотация биографии и творчества К. И. Чуковского;
картотека произведений.
2 Работа с детьми:
– подбор детских книг К. И. Чуковского для смены в книжном уголке. аннотация произведений
3 Работа с родителями:
– консультация «Произведения К. И. Чуковского в вашем доме» информационный стенд (список литературы по возрасту).
Формирующий этап
Работа с педагогами:
– д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений К. И. Чуковского;
– разработка сценария в по его произведению «Путаница» конспекты занятий;
картотека игр;
список постановок к произведениям писателя;
Работа с детьми:
– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературной викторины;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
– изготовление атрибутов;
– инсценировка по произведению;
оформление выставки «Любимые герои из произведений К. И. Чуковского»;
инсценировка.
Работа с родителями:
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;
создание фото и видеотеки;
Итоговый этап
Работа с педагогами:
– выступление на педсовете по итогам работы; отчет (тезисы) о проделанной работе;
Работа с детьми:
– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям К. И. Чуковского выставка «Герои сказок»;
конспект викторины;
Работа с родителями:
-консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»
-помощь в поисках атрибутов для героев сказок. выступление на родительском собрании.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о К. И. Чуковском и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству К. И. Чуковского.
-развитие связной речи детей
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта К. И. Чуковского, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Удалось поддержать и повысить интерес к сказкам К. И. Чуковского, развить и активизировать речь, творческие и интеллектуальные способности детей, и их социально-эмоциональную сферу.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из творчества К. И. Чуковского. Совместная работа способствовала укреплению взаимоотношений, улучшению взаимопонимания детей и родителей.
Задачи, поставленные в начале проекта решены.