Анастасия Афанасьева
Приёмы работы с Су-Джок массажёром при коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - благоприятное время для сенсорного развития, без которого не смогут сформироваться умственные способности ребенка и развиться речь. В настоящее время нетрадиционные формы работы на занятиях с детьми привлекают все большее внимание. Су-Джок терапия - одна из них, который является целесообразным, эффективным и простым. Су-Джок терапия это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка.
Основоположником Су-Джок терапии является южнокорейский учёный, профессор Пак Чжэ Ву. В переводе с корейского языка «Су» означает кисть. «Джок»-стопа. Таким образом, Су-Джок терапия- метод лечения с использованием кистей и стоп. Кисти и стопы - единственные части человеческого тела, являющиеся «пультами дистанционного управления» здоровья человека.
Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Формы работы с использованием массажера Су-Джок разнообразны и применяются при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико - грамматических категорий, развития памяти и внимания.
Приёмы работы Су-Джок массажёром:
1. Массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям, вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, а затем подключаются речевые задания (проговаривания слов на определенную тему, звук и тд)
3. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом: При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
4. Автоматизация поставленных звуков: Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение, скороговорка.
5. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий: Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, проведя его по ладони, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»., «обобщающие слова».
6. Для развития памяти и внимания, пространственных ощущений дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
7. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Можно массажировать пальчик, в т время как дается характеристика звуку.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов. Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
10. Массажируя пальчик (проводя по нему колечком) определяем позицию данного звука (в начале слова, в конце)
Использование массажёра Су-Джок на занятиях учителя-логопеда вызывает интерес детей, снижает их утомляемость, оказывает профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей.