екатерина ильина
Творческий проект по художественно-эстетическому развитию «Путешествие в прекрасное»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка»
Чебоксарского района
Чувашской Республики
Творческий проект
по художественно-эстетическому развитию
«Путешествие в прекрасное»
Авторы
Ильина Е. Н.
Кудрявцева Т. В.
Кугеси 2018
Актуальность проекта
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
Публикация «Творческий проект по художественно-эстетическому развитию „Путешествие в прекрасное“» размещена в разделах
На сегодняшний день все реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с чувашским народным творчеством.
Приобщение подрастающего поколения к чувашской национальной культуре, обычаям и традициям родного края должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту.
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой. Неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, свои ремесла.
Исходя из актуальности мы определили проблему проекта – дети средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о чувашском декоративно-прикладном искусстве, у детей слабо развит об истории чувашского декоративно-прикладного искусства; бедный словарь существительных, прилагательных по данной теме.
Цель проекта :
Формирование и развитие основ эстетическо-художественного развития детей через чувашского декоративно-прикладное искусство. Развитие у детей интереса к чувашскому декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
1) Познакомить детей с чувашским декоративно-прикладным искусством, с историей его возникновения
2) Вызвать у детей интерес к чувашскому народному творчеству.
Воспитательные:
1) Воспитывать у детей любовь к чувашскому народно-прикладному искусству;
2) Воспитывать эстетическое и нравственно-патриотические чувства.
Развивающие :
1) Развивать познавательную активность детей, технические умения и навыки кистевой росписи, чувство цвета, творческое воображение, внимание, зрительную память;
2) Активизировать тематический словарь.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
Знают элементы чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
Развитие навыков рисования узоров по мотивам чувашского народного декоративно-прикладного искусства;
Получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.
Родители:
Обогащают свои знания о чувашском народном декоративно-прикладном искусстве;
Активно участвуют в оформлении выставки поделок «Путешествие в прекрасное» (совместная работа детей с родителями)
В группе:
Оформлен мини-музей чувашского народного декоративно-прикладного искусства.
Перспективный план
по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста
с чувашским народным декоративно-прикладным искусством
1 Этап «Подготовительный»
Цель: Обеспечить развитие представлений детей о чувашском народном декоративно-прикладном искусстве.
Формы работы:
1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
2. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды
3. Изготовление дидактических игр
4. Подбор консультаций для родителей.
Разработка проекта :
Создать развивающую среду :
пополнить уголок чувашской культуры, внести альбомы «Чувашия, мой край родной», «Чувашские народные костюмы», «Узоры чувашского народа»;
внести дидактические и настольные игры «Сложи чувашский узор», «Собери флаг Чувашии»;
оформить альбом чувашскими стихами, пословицами и поговорками.
Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями:
Социально – личностное развитие, знакомство с чувашским народным декоративно-прикладным искусством;
Речевое развитие – знакомство с понятиями чувашская символика, с толкованием чувашских узоров, пословиц и поговорок;
Художественно – эстетическое развитие; продуктивная деятельность (аппликация; лепка; рисование).
Проведение консультации с родителями по теме «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к малой Родине»
Участие родителей совместно с детьми в конкурсе поделок по чувашскому народному декоративно-прикладному искусству «Путешествие в прекрасное».
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Проведение занятий с детьми по ознакомлению детей с чувашским народным декоративно-прикладным искусством;
Проведение беседы с детьми на тему «Загадочный мир чувашских узоров;
Рассматривание картин, иллюстраций с изображениями чувашской народной одежды, посуды и утвари;
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц и поговорок о чувашской культуре;
Дидактические и настольные игры;
Проведение чувашских народных подвижных игр.
Самостоятельная деятельность детей
- рассматривание картин, иллюстраций;
- украшение платьев чувашскими узорами;
- настольные и дидактические игры «Сложи чувашский узор», «Собери флаг Чувашии»;
-Привлечение родителей к обогащению предметно-пространственной среды посредством участия в конкурсе поделок «Путешествие в прекрасное».
3 этап «Заключительный»
1. Оформление мини-музея чувашского народного декоративно-прикладного искусства
2. Оформление выставки совместных работ родителей с детьми.
Приложение 1
Фотоотчет
Рисование элементов чувашской вышивки
Выставка поделок чувашского народного декоративно-прикладного искусства «Путешествие в прекрасное»
Рассматривание альбомов
Украшение платья чувашскими узорами
Приложение 2
Консультация для родителей
Роль народного и декоративно-прикладного искусства
в эстетическом воспитании детей
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту. В декоративно-прикладном искусстве ярко отражаются традиции народного искусства, коллективный характер творчества, связь с окружающим миром.
В современной системе эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности необходимым условием является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, познавательной, эстетической ценностью, оказывает сильное воздействие на ребенка, который (по выражению К. Д. Ушинского) мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Интегрирование в воспитательно-образовательной работе с детьми народного искусства способствует развитию художественно-творческих способностей у детей.
Наличие художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному и эстетическому воспитанию.
В процессе образовательной деятельности по изобразительному искусству ставятся следующие задачи:
расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;
закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии и т. д. ;
знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов, учить придумывать узоры, выполнять с использованием различных техник.
Занятия основаны на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Следует уделять внимание народному искусству не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и использовать его в следующих направлениях:
для оформления интерьера;
для ознакомления: слушать народную музыку, сказки, потешки, пословицы, загадки, рассматривание изделий народных мастеров, росписи, вышивок;
для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для прямого воспроизведения, затем для творческого осмысления и применения.
Стихи
Чувашская красота
Алексей Горбунов
Красива Чувашская вышивка,
Красива, узорна, красна,
Но только тогда, когда вышита
Рукой мастерицы она!
Красивы наряды Чувашские,
В них красен и мальчик и дед,
Когда он рукой работящею,
Умело на плечи надет!
А хлеб из Чувашии, сказочно
Красив и хрустит на зубах,
Когда он с любовью, заквашенный
Замешан в умелых руках!
Чувашия
автор: Тая Ёж
Хороша Чувашия родная!
Мой большой и очень светлый край,
Где щебечут соловьи,не замолкая,
Где цветет сиренью добрый май.
Широки поля – души моей отрада.
Я люблю республику свою!
И весенний цвет ее - награда.
О любви леса ее поют.
Горделивы стройные березы,
Грациозны ивы, тополя!
Слаще всех напитков в мире – слезы
Из чувашского простого родника.
А чудесней звуков всех на свете-
Серебристый сказочный напев,
Звонкий, словно смех веселый детский, -
Песни бабушек-чувашек на заре.
Хороша Чувашия родная!
Ты цвети! Из года в год, в весну,
Чтоб душа гордилась, восхваляя
Родины просторной красоту!
Чувашская земля
Андрей Ленкин
Земля чувашская, земля родная,
Не видно тебе ни конца, ни края!
Зелёные леса, бескрайние поля –
Всё это – моя чувашская земля.
Здесь моя Родина, здесь мой дом,
И я люблю Чувашию всё сильнее с каждым днём.
Но если я уеду отсюда далеко,
То часто вспоминать Чувашию буду я с тоской.
Ведь не так-то просто жить вдали
От родной, от чувашской земли.
И если я вдруг там умру, то мой прах
Похороните в родных для меня местах.
Чувашской земли красоты
Александра Зимняя
Чувашской земли красоты
Пролегли в сердце ровной дорогой.
В Заволжье сосен-елей высоты
Стоят от невзгод подмогой.
Любуюсь закатом-рассветом
За матушкой Волгой-рекой.
Осенью, зимой, весной, летом
Воспеваю свой край родной.
Пословицы и поговорки
1) Хлеб и соль взаимны.
2) Добрая слава ценнее богатства.
3) Человек без друзей, что дерево без корней.
4) С другом расстанешься – один год плакать будешь, с семьей разлучишься – десять лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать.
5) Что посеешь – то и пожнешь.