Наталья Рязанова
Краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Публикация «Краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Тип проекта: познавательно-художественно- эстетический.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта:краткосрочный, с 02 по 11 апреля 2018 года.
Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению рассказов об пасхе.
Учить детей рассказывать по сюжетным картинам; способствовать развитию речи, как средству общения;
Развивающие:
Развивать и обогащать речь дошкольников.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
1. Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
2. Развивать интерес к культуре предков.
3. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
4. Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
5. Воспитывать патриотические чувства родителей к православным традициям русского народа, и к народному творчеству.
Технические задачи:
1. Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.
2. Совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации.
3. Воспитывать эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
4. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении творческих работ.
Предварительная работа:
Совместная деятельность с детьми:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Пасхальные яйца крашенки и писанки (презентация)».
- Чтение – пересказ произведения Е. Чарушина «Курочка»
- Изготовление праздничных открыток для родителей.
Игровая деятельность:
- Пасхальные игры: «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дальше?».
- Хороводные игры: «Солнышко-ведрышко», «Ты по кругу пойди, себе друга найди».
- Игры драматизации: «Курочка ряба», «Цыпленок».
- Сюжетно-ролевая игра «Дом».
- Дидактические игры: «Собери яйцо», «Найди свой цвет».
Работа с родителями:
- Составление книги рецептов «Праздничный кулич и пасха».
- Советы родителям: «Готовимся к пасхе и как провести выходные вместе с ребенком во время пасхи».
- Составление рассказов «Как мы дома праздновали пасху».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка из пластилина «Пасхальные яички»
Рисование красками «Яичко не простое, а расписное»
Аппликация из бумаги «Пасхальный кулич».
Итоговое мероприятие: Проведение праздничного развлечения, посвященное дню светлой Пасхи.
Поздравление родителей пасхальными открытками, сделанные своими руками.
Ожидаемые результаты:
1. Выставка семейных поделок «Светлая пасха».
2. Получение новых знаний о празднике светлой пасхи, о его возникновении.
3. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
4. Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
5. Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей.
Этапы проекта
• I этап - подготовительный.
• II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
• III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта:
Содержание работы Дата Предметно - развивающая среда.
I Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.
II Основной этап
Беседа на тему «Что такое Пасха?», Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на пасху?», Раскрашивание раскрасок «Пасхальные раскраски», Рассматривание картинок «Светлая пасха», «Пасхальные яйца». 02.04.2018 Помочь детям запомнить библейскую легенду,
в раскрашивание раскрасок.
Рассматривание картин с изображением яиц (крашенки и писанки).
Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных текстов; Игра драматизация «Курочка ряба»; Д/И «Собери яйцо». 03.04.2018 Помочь детям выучить стихи, подобрать атрибуты для игры.
Чтение-пересказ произведения Е. Чарушина «Курочка» 04.04.2018 Учить внимательно слушать произведение и пересказывать ее.
Лепка «Пасхальные яички»; Х/И «Солнышко-ведрышко»;
Пасхальная игра «Катание яиц»; С\Р игра «Дом (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)» 05.04.2018 Помочь детям слепить Пасхальные яйца. Поиграть с ними в сюжетно-ролевую игру.
Рисование «Яичко не простое, а расписное»; Хороводная игра «Ты по кругу пойди, себе друга найди». 06.04.2018 Помочь детям в рисовании яиц. Научить играть в хороводную игру. Расширять знания детей о предстоящем празднике.
Игра драматизация «Цыпленок», Игра «Чье яйцо прокрутиться дальше». Аппликация «Пасхальный кулич» 09.04.2018
Выпуск газеты «Пасхальные вести из группы»; Оформление выставки «Светлая пасха»; Игра «Найди свой цвет». 10.04.2018 Создать позитивное настроение в оформлении выставки.
Итоговое мероприятие «Праздничное развлечение, посвященное дню светлой пасхи». 11.04.2018 Дать представления детям о том, что есть такой праздник, как «Пасха».
III Заключительный этап
Оформление стенгазеты: «Пасхальные вести из группы», совместная деятельность детей, педагогов. Праздничное развлечение, посвящённое Пасхе «Курочка ряба» .Праздничные открытки родителям.
Подведение итогов работы над проектом
В проекте дети участвовали с удовольствием. Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного из истории наших предков. Дети познакомились с праздником Светлой Пасхи, с тем, как правильно встречать этот праздник, с его обычаями, традициями, которые зародились много веков назад. Дети научились организовывать пасхальные русские народные игры. Детям понравилась продуктивная деятельность, в которой они научились составлять групповые композиции, работать сообща. А также им понравились чтение художественной литературы на данную тему.
Родители расширили свои знания о Светлом празднике Пасха.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., исп. И доп. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2016-368с.
2. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. -М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. -144с, 24л. вкл.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012-160с.
4. Интернет ресурсы.
Сценарий итогового праздничного развлечения
«КурочкаРяба» на пасхальный лад.
Цели и задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик и любовь к физической культуре; повысить двигательную активность детей; развивать воображение посредством использования сказочного сюжета; познакомить детей с традиционными пасхальными играми и хороводами; развивать и активизировать речь детей.
Оборудование: музыкальные композиции колоколов, дождя, веселая ритмичная музыка) корзина; яйца от киндеров; 2 ложки деревянные и 2 яйца, тарелки, молоточки.
Дед, Баба, Курочка, Ряба, Мышка, Петушок, Солнышко. В группе декорации в виде дома и ярмарки.
Ведущий: Доброе утро! Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Светлая Пасха. Во всех церквях торжественно звонят колокола.
Ведущий: Доброе утро! Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Светлая Пасха. Во всех церквях торжественно звонят колокола.
1 ребенок:
В лужах солнышко искрится,
Живы- жить щебечут птицы,
И поют колокола.
2 ребенок:
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц,
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.
3 ребенок:
Говорят: «Христос воскрес!»
«Да воистину воскресе!»
Разрывая тьму завесу
К людям он сошел с небес.
Ведущий:
Жив Христос и верят люди
Коль расстанемся со злом
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром.
Ведущий:
Сегодня я хочу рассказать вам пасхальную сказку про дедушку, бабушку и курочку рябу.
В домике спят Дед, Баба, рядом Курочка Ряба. (Звучит колокольный звон). Появляется петух и кричит: Ку-ка-ре-ку! Солнце встало, всех разбужу! Вставайте, вставайте, скоро праздник «Светлая Пасха». Дед, Баба, и Курочка Ряба просыпаются.
Баба: Ох, на Пасху куличи пекут, яйца красят да пасху готовят. А у нас и муки то нет. Собирайся Дед, пойдем на базар. Нам курочка яичек много снесла, обменяем на муку и кулич испечем.
Курочка: а я Вам в честь такого большого праздника снесу золотое яичко! Дед с Бабой порадовались и пошли на базар. (Звучит музыка дождя)
Дед и Баба: Ох, что же делать? Дождь какой сильный, не поспеем на ярмарку, не будет суки, не испечем куличи!
Ведущий: Ребята, давайте поможем Деду с Бабой и позовём солнышко. (Музыка дождя) выключается. Дети встают в хоровод и зовут солнышко.
Хоровод «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Пригревай скорей,
Чтобы наши луга стали зеленей.
Ясные, ясные, ясные денечки.
Так и хочется плясать, и играть в садочке.
Цветики, цветики, яркие цветочки,
Расцветайте скорей, маки, василечки!
Заведем хоровод дружно на лужочке,
И пойдем мы плясать в садике — садочке.
Появляется Солнышко: Здравствуйте ребята, вы меня звали? Я солнышко ясное, пришло к вам в гости и хочу с вами поиграть в русскую народную игру, любимую всеми на Пасху.
Русская народная игра «Солнышко — ведрышко»
Солнце стоит в центре круга. Гори, солнце ярче – Лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее! Дети идут по кругу, произнося слова под музыку. С окончанием потешки Солнце кричит: «Горячо!» - и бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики. Солнышко убегает. А Дед с Бабой приходят на ярмарку.
Бабка зазевалась и роняет корзину с яйцами: Ох, батюшки, яйца растеряла, ох матушки, сейчас все побьются, надо скорее их собрать! Ведущий: Ребята, давайте, скорее, поможем Бабе и соберем все яички в корзинку.
Игра «Кто быстрее соберет» (Собрали).
Бабка: спасибо большое ребят! А знаете, на Пасху всегда играли еще в одну интересную игру. Она называется «Пронеси яйцо в ложке»
А Бабка уходит за мукой (за ширму) и возвращается.
Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»
Дети строятся в две команды. Яйцо кладётся в ложку, которую надо пронести, не уронив яйцо, преодолевая препятствия. Яйцо положить на тарелку, вернутся в команду, отдать ложку, следующему игроку. Следующий игрок бежит к тарелке, преодолевая препятствия, забирает яйцо, передает его следующими игроку и т. д.
Бабка: ну что Дед, муки я купила, идем, скорее, домой, печь куличи. Приходят домой.
Бабка с Дедом: Курочка Ряба, мы пришли.
Курочка Ряба: Хорошо, а я Вам снесла яичко золотое, поглядите.
Дед с Бабкой дивятся и радуются яичку: Ах, какое красивое, золотое, а давай ка Дед посмотрим какое оно внутри. Стучат по очереди молоточками по яйцу. Мимо пробегает мышка и задевает хвостиком яичко. Оно разбивается. Дед с Бабой плачут.
Курочка Ряба их успокаивает: не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу не золотое, а простое яичко, а ты петушок повесели пока Деда с Бабой и ребят. Баба уходит печь кулич.
Подвижная игра «Петух и дети» Дети стоят в кругу, держась за руки, петух – в центре.
Петух: Трух-тух-, трух-тух-тух, ходит по двору петух. (Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется против ходом.)
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Выходит, Баба: кулич испекла, а как там наша курочка? Курочка выходит с корзиной яиц (шоколадных для детей).
Курочка: а я вам снесла не золотых, а простых, но пасхальных яичек, (крашенок, писанок, крапинок) и ребятам снесла по яичку расписному. Угощайтесь и запомните, Пасха – день всеобщего равенства, любви, добра и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям, зверям, птицам, насекомым и всем живым существам. Поэтому давайте сначала простим мышку, ведь она не нарочно разбила яичко.
Золотое яйцо счастья вам не принесло, а золотое и доброе сердце принесет много счастья! С Пасхой Вас! С Христовым Воскресеньем! С праздником да весельем!
Дети с воспитателем прощаются с героями сказки.
Предварительная работа:
Д/И «Собери яйцо»:
Пасхальная игра «Катание яиц»:
Лепка «Пасхальные яички»:
Рисование «Яичко не простое, а расписное»:
Игра драматизация «Курочка ряба»:
Игра «Чье яйцо прокрутиться дальше»:
Аппликация «Пасхальный кулич»:
Выпуск газеты «Пасхальные вести из группы»:
Оформление:
Составление книги рецептов «Праздничный кулич и пасха»:
Приход батюшки в детский сад к ребятам:
Раскрашивание раскрасок: