Наталья Рязанова
Краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе «Удивительные бабочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Согласно ст. 7 проекта ФЗ «Об экологической культуре» в период дошкольного детства экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру.
Работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.
Публикация «Краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе „Удивительные бабочки“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. ИЗО, творчество
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Дети очень любознательные и духовно чистые, они по-другому смотрят на мир взрослых, познавая его. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Именно в связи с этим от нас взрослых зависит то, какое отношении к природе мы вложим в них, через познание.
Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
История создания проекта:
Гуляя летом с детьми, мы наблюдали завораживающие танцы бабочек, а далее последовал шквал вопросов о жизни этих чудесных созданий. День ото дня вопросов, становилось больше и больше, как у нас воспитателей, так и у детей. Что мы знаем о бабочках? Сколько она живет? Для чего создано это прекрасное чудо? Как она появляется? Чем питается? И что хочет донести до нас это прекрасное создание? Что предвещает прикосновение этих порхающих лепестков? Разбирая вопрос за вопросом, родился этот проект, который является важным звеном в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Через его реализацию мы планировали формировать нравственные нормы поведения направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, внимательными, научить любить природу.
Проблема:
Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому одной из задач взрослых является создание условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Воспитанники очень мало знают о жизнедеятельности и развитии бабочек.
Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный, с элементами творчества.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 04 по 21 июня 2018 года.
Цель: формирование элементарных представлений о бабочках у детей
среднего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
1. Формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
2. Учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации)
3. Учить детей создавать образ бабочки в движении под музыку.
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Развивать легкость и плавность в движениях, напевность в пении.
Воспитательные:
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек, прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Технические задачи:
1. Развивать интерес к различным видам изобразительной и музыкальной деятельности.
2. Совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, пении и движении под музыку.
3. Воспитывать эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного и музыкального искусства.
4. Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении творческих работ и заданий.
Предварительная работа.
Совместная деятельность с детьми:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Разнообразие бабочек в природе» (презентация).
- Чтение – пересказ произведения «Невидимая бабочка»;
- Наблюдение за бабочками весной и летом;
- Подбор игр и атрибутов для игровой деятельности;
- Подбор музыкальных произведений по теме.
Игровая деятельность:
- Подвижные игры: «Сочок», «Бабочка замри», «Чья бабочка дальше улетит», «Бабочки подружки», «На цветочной полянке».
- Словесная игра: «Угадай бабочку», Словесная игра «Один – много»,
занятие по сказке Столяровой Т. «Георгин и бабочка».
- Игра - забава «Сдуй бабочку».
- Эстафета «Поможем бабочке собрать цветы».
- Дидактические игры: «Бабочки и цветы», «Чего не хватает у бабочки?»,
«Помоги бабочке добраться до цветка».
- Настольные игры: шнуровка «Бабочка», разрезные картинки (пазлы);
- Театрализация: игра-импровизация «Бабочки порхают»
Гимнастики :
- Пальчиковая гимнастика : " Гусеница"; «Бабочка давай дружить» Саркесов;
- Дыхательная гимнастика : " Понюхай цветочек", " Подуй на бабочку".
Чтение сказок:
«Сказка про гусеничку, которая стала бабочкой», «Бабочка и колючка»,
немецкая сказка «Три бабочки», «Сказка про бабочку».
Работа с родителями:
- Составление информационно- познавательного альбома «Бабочка - красавица»;
- Беседы с родителями о важности данной проблемы;
- Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами;
- Составление рассказов «Какая твоя любимая бабочка?».
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка из пластилина «Бабочка на листочке»;
- Рисование красками «Бабочка - красавица»;
- Аппликация из бумаги «Веселая гусеница»;
-Прослушивание «Бабочка» музыка Э. Грига, «Мотылек» музыка Майкопара;
-Пение «Бабочки» музыка Карасева, «Цветики» музыка Карасева;
-Танец «Бабочки и мотыльки» музыка Грибоедова, упражнение «Гусеница» музыка Ковненян, упражнение «Цветы распускаются», музыкально-подвижная игра «Поймай бабочку»музыка Е. Железновой;
-Музыкально – дидактическая игра «На какой цветок прилетела бабочка?».
Итоговое мероприятие:
1. Проведение итогового занятия-развлечения «Волшебный сад бабочек»;
2. Презентация " Удивительные бабочки";
3. Коллективная аппликация «Бабочки танцуют на лугу».
Ожидаемые результаты:
1. Оформление информационно- познавательного альбома «Бабочка - красавица».
2. Получение новых знаний о бабочках, их строении и видовом многообразии, пользе и вреде в природе.
3. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
4. Умение организовывать дидактические игры, подвижные игры, на основе имеющихся знаний.
5. Понимание детьми значимости насекомых в природе.
6. Картотеки: загадки, скороговорки, стихи, сказки про бабочек
7. Использование полученных знаний и умений при организации самостоятельной музыкальной деятельности.
Этапы проекта:
• I этап - подготовительный.
• II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
• III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта
Содержание работы Дата Предметно - развивающая среда. Ответственные
I Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих, дидактических игр, литературного и иллюстративного материала.
Воспитатели группы, музыкальный руководитель.
II Основной этап
Просмотр видеоролика
"Рождение бабочки";
П/и "Сочок";
Тематическое оформление группы;
Консультация для родителей " Правильное отношение к природе начинается в семье". 04.06.2018
Вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
Знакомство детей с насекомым-бабочкой, расширить их представление об этом насекомом.
Демидова М. Г.
.
Показ презентации "Удивительные
бабочки";
Игра - забава "Сдуй бабочку";
Беседа " Кто такие бабочки?";
Чтение «Сказка про гусеничку, которая стала бабочкой». 05.06.2018
Помочь детям подобрать атрибуты для игры, учить внимательно слушать, запоминать и уметь пересказать
Демидова М. Г. ,Рязанова Н. А
Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек;
Д/и " Чего не хватает у бабочки? ";
Настольная игра: шнуровка «Бабочка»;
Чтение немецкой
сказки «Три бабочки»;
Слушание «Мотылек» музыка Майкопара;
Пение «Бабочки»музыка Карасева;
Музыкально-подвижная игра
«Поймай бабочку» музыка
Е. Железновой.
06.06.2018 Учить внимательно слушать произведение и пересказывать его, развивать моторику рук, логическое мышление
Рассказать о композиторе С. Майкопаре. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера;
Работать над напевностью в пении.
Учить создавать образ летающей бабочки. Развивать воображение.
Демидова М. Г. ,
Рязанова Н. А
Моделирование бабочек из мягкого модуля;
Лепка «Бабочка на листочке»;
Д/И «Помоги бабочке добраться до цветка»;
П/г: «Бабочка давай дружить» Саркесов.
07.06.2018
Помочь детям слепить бабочек: формировать умение раскатывать, сплющивать, делать углубление вдавливая пластилин, вытягивать края пальцами, учить отделять комочки в соответствии с величиной частей бабочки., развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, формировать умение выкладывать бабочку из модулей.
Рязанова Н. А,Демидова М. Г.
Заучивание стихотворений про бабочку;
Чтение художественной литературы В. Г. Сутеева " Под грибом";
П/И «Бабочки подружки», «На цветочной полянке»;
Танец «Бабочки и мотыльки»
музыка Грибоедова;
Распевание «Цветики»
музыка Карасева.
08.06.2018
Помочь детям в заучивании стихотворения, учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы, развивать двигательную активность
Учить слышать смену частей в музыкальном произведении и реагировать сменой движений.
Закреплять умение петь напевно, протяжно.
Демидова М. Г.
Рязанова Н. А
Музыкальный руководитель
Пазлы "Собери бабочку" ;
Коллективная работа " Бабочки на полянке";
П/И «Чья бабочка дальше улетит» ;
Словесная игра «Один – много».
09.06.2018 Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы, развивать двигательную активность, внимательность, быстроту Рязанова Н. А,Демидова М. Г.
Беседа " Интересное о бабочках" ;
Чтение художественной литературы К. И. Чуковского " Муха-цокотуха";
Упражнение «Гусеницы» музыка И. Ковненян;
Слушание «Бабочка» музыка Э. Грига.
13.06.2018 формировать понятие о пути развития бабочки, познакомить с разнообразием мира бабочек, учить слушать музыкальное произведение
Развивать пространственные представления, умение выполнять движения совместно с товарищами.
Воспитывать любовь к родной природе, учить высказываться о характере прослушанного произведения.
Расширять словарный запас детей.
Демидова М. Г.
Музыкальный руководитель
Прослушивание аудиосказки А. Чуковского " Вальс цветов на лугу " ;
П/И " Бабочка замри" ; Раскрашивание раскрасок. 14.06.2018 Вызвать приятные эмоции от прослушивания аудиосказки, развивать моторику рук, умению правильно держать карандаш при раскрашивании Рязанова Н. А, Демидова М. Г.
Словесная игра " Угадай бабочку" ;
Рисование " Бабочка красавица " ;
Беседа " Почему нельзя трогать бабочку?"
15.06.2018 Учить детей рисовать бабочку,
формировать умение определять,
называть цвета при рассматривание бабочек и рисовании, формировать бережное отношение к бабочкам Демидова М. Г. Рязанова Н. А
Занятие по сказке Столяровой Т. «Георгин и бабочка»;
Д\И " Бабочки и цветы";
Д / И " Понюхай цветочек";
" Подуй на бабочку". 18.06.2018
Учить детей последовательности составления описательного рассказа, после прослушивания; развитие органов дыхания. Рязанова Н. А,
Демидова М. Г.
Аппликация " Веселая гусеница";
Пальчиковая гимнастика " Гусеница" ;
Эстафета " Поможем бабочке собрать цветы";
чтение «Бабочка и колючка»
….
19.06.2018
Развитие моторики рук, быстроты и ловкости.
Умение пользоваться ножницами вырезать по контуру.
Внимательно слушать произведение. Демидова М. Г. Рязанова Н. А
Просмотр мультфильма "Лунтик " серия
«Подарок для бабочки " ; Оформление информационно - познавательного альбома " Бабочка- красавица";
М/д игра «На какой цветок прилетела бабочка?»;
Песня «Расскажи мотылек» музыка Арсенева;
Упражнение «Цветы распускаются» музыка П. И. Чайковского «Подснежник». 20.06.2018
Вызвать положительные эмоции от просмотра мультфильма, уметь обсудить увиденное. Помощь родителей в оформлении информационно - познавательного альбома " Бабочка- красавица"
Развивать звуковысотный слух детей.
Учить сравнивать произведения с одинаковым названием.
Развивать воображение, умение придумывать движения соответствующие характеру образа и музыкального произведения.
Рязанова Н. А
Музыкальный руководитель
Итоговое занятие-развлечение «Волшебный сад бабочек». 22.06.2018 Воспитатели группы, музыкальный руководитель
III Заключительный этап
Проведение итогового занятия-развлечения Воспитатели группы, музыкальный руководитель
Подведение итогов работы над проектом.
В проекте дети участвовали с большим удовольствием. Работая над проектом, мы узнали много нового и интересного из жизни бабочек. Дети познакомились с разнообразием бабочек в природе. Воспитанникам понравилась продуктивная деятельность, в которой они научились составлять не только индивидуальные, но и групповые композиции, научились работать сообща. А также им понравились чтение художественной литературы на данную тему, прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов. Дети научились использовать полученные знания и умения при организации самостоятельной музыкальной деятельности.
Были установлены партнерские отношения родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках
реализации проекта.
Родители расширили свои знания о видовом разнообразии насекомых-
бабочках.
Список использованной литературы:
1. Проект ФЗ «Об экологической культуре».
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 года.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования.
5. «Книга для чтения в детском саду от 2 до 5 лет: Хрестоматия для воспитателей детских садов, руководителей детского чтения и родителей». Сост. Л. Н. Елисеева.
6. Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке».
7. nsportal.ru
8. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. – СПб: Детство – Пресс, 2009
9. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М. : Генезис, 2003
10. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М. : ТЦ Сфера, 2007
11. Н. А. Витлугина «Музыкальное развитие ребенка»
12. О. Радынова «Слушание музыки для детей 4-5 лет»
13. Н. А. Метлов «Музыка- детям»
14. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издательство Мозаика-Синтез, Москва 2016 г. ;
15.«Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепиной, издательство Мозаика-Синтез, Москва 2016 г. ;
16.«Учим детей петь» (песни и упражнения для развития голоса детей 4 лет)С. И. Мерзлякова, издательство «Сфера» 2017 г. ;