Aнна Уткина
Творческий проект «Огород на окне» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный проект на тему :
образовательная область «Познавательное развитие»
подготовительная группа №9
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта :
-дети подготовительной группы №9 МБДОУ «ЦРР – детский сад №3;
Публикация «Творческий проект „Огород на окне“ в старшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Цель проекта : формирование экологических представлений детей об овощных культурах (луке, огурцах) и зернобобовых культурах (фасоль, горох) в процессе выращивания из семян.
Задачи проекта :
Обучающие задачи:
1. Познакомить с историей лука, фасоли, гороха, петрушки, огурца.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах (луке, огурцах, зернобобовых культурах (фасоли, гороха) : строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения, коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4. Формировать умение договариваться с воспитателем о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия, свет, полив, рыхление, уход).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2. Воспитывать бережное отношение к своему труду, совместному труду взрослых и детей.
3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимает лук. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. Про лук сложено много пословиц, поговорок. Без лука на Руси не обходился ни один прием пищи. И сейчас, в современном мире, многие знают о пользе лука при борьбе с различными вирусными заболеваниями.
Фасоль богата растительным белком, клетчаткой. Дети наблюдают ее и в супе, и в борще.
Горох любят все и знают все. Как не любить гороховый супчик с гренками? А сладкие стручки гороха на даче или у бабушки в деревне? А зеленый консервированный горошек в салате?
Среди овощей король огурец! Его любят все и взрослые и дети. Выращивать огурцы хлопотно, но интересно. В каждой семье есть свои секреты по их выращиванию, по выбору семян, по уходу за молоденькими росточками огурчиков. Они очень капризные, любят тепло и влажность. Ну а уж, если постараться и сделать огурчикам приятное, то и они не заставят себя долго ждать – вырастут крепенькие, сладенькие, хрустящие. Сортов огурцов великое множество. Известные города, где выращивают свои сорта вкуснейших огурчиков – Луховицы, Суздаль.
Краткое описание проекта :
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении месяца. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта :
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети, полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра дополиваю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?
Одни дети ответили: «Растения должны расти на улице». Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно - развивающей среды;
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы;
2-й этап: реализационный:
• реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3 этап: итоговый:
• выставка детских работ;
• презентация проекта.
• создание альбома
Перспективное планирование:
№
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя
Воспитателиродители
.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». 1-я неделя
Воспитатели родители
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме. 1-я неделя Воспитатели
2 этап – основной.
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы Вызвать интерес к растениям, рассматривание книг, иллюстраций о растениях, учить заботиться о них, беседы о происхождении семян. 2-я неделя Воспитателиродители.
5. Занятие «Посев семян фасоли, гороха и посадка лука для выращивания» Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. 2-я неделя Воспитатели
6. Практическая деятельность: посадка фасоли, лука, гороха, огурцов Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 2-я неделя Воспитатели
7. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) 2-я неделя Воспитатели
8. Занятие «Овощной суп» (рисование) Познакомить со значением овощи,
фрукты в жизни человека.
2-я неделя Воспитатели
9. Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. 2-я неделя Воспитатели
10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. 3-я неделя Воспитатели
11. Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). 3-я неделя Воспитатели
12. Опыт – наблюдение за ростом фасоли, лука, гороха, огурцов. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады фасоли и зеленых перьев лука. 3-я неделя Воспитатели
13. Наблюдение за формированием растений Приучить детей замечать изменения в росте и развитии растений. 3-я неделя Воспитатели
14
Итоговая беседа.
Закрепить знания детей о процессе роста растений, учить их наблюдательности, учить замечать малейшие изменения в росте растений. 3-я неделя Воспитатели
3 этап – заключительный.
15 Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации опыта работы 4-я неделя Воспитатели
16 Подбор стихотворений, поговорок, загадок о фасоли, луке, горохе, огурцах. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки о луке», представление полученных знаний 4-я неделя Воспитатели
дети
родители
17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации 4-я неделя
Воспитатели
Анализ результативности
4-я неделя
Воспитатели
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3. Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про лук, фасоль, огурцы, горох для оформления альбома.
4. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно - продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, фасоль, чечевица, соя – родственники», «Овощи».
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о луке и фасоли, горохе, огурцах (чтение художественной литературы). Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (луке, огурцах) и зернобобовых культурах (фасоли, горохе).
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта : В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
1. Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
2. Знать и называть части фасоли, гороха, лука;
3. Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
4. Составлять описательные рассказы о фасоли, луке, горохе, используя опорную схему;
5. Знать, как растут фасоль, лук, горох, огурцы, как и где, как за ними ухаживать.
6. О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
2. Дети увидели многообразие посевного материала.
3. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
4. В группе был создан огород на окне.
5. Дети стали более уважительно относиться к труду.
6. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература об овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева, об огурцах (М. Борина, Н. Лебедева, Е. Груданов, Н. Маслей, С. Бахрушина). Стихи про семена (С. Ранджелович, загадки, пословицы, рассказ Н. Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох». Беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т. д., иллюстрации с изображением фасоли и лука, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.
Список используемой литературы:
1. Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
2. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008