Елена Бокарева
Познавательный творческий проект для детей 4–5 лет «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В своем проекте автор представил модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, на формирование естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления дошкольников. Автор своим проектом выявляет и закрепляет знания детей о культурных и дикорастущих растениях, предлагает создать в группе огород на подоконнике, вести дневник наблюдений. Автор предполагает активное участие родителей в реализации проекта.
Публикация «Познавательный творческий проект для детей 4–5 лет „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Ключевые слова. Познавательный, творческий проект; проектная идея, принципы, актуальность, этапы реализации.
Содержание
1. Актуальность проблемы.
2. Цель
3. Задачи.
4. Принципы.
5. Предполгаемый результат
6. Этапы работы
7. Этапы реализации
8. Механизм оценки результатов
9. Список использованной литературы.
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 4-5 лет
Актуальность: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно – исследовательской деятельности не достаточно развит. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть им воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применения детьми новых знаний в жизни.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука и проращивания семян овса, выращенных самими дошкольниками, подготовить посадочный материал и семена овса,кашпо, пластиковую бутылку для реализации проекта.
Принципы:
• Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
• Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
• Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
• Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
• Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
• Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный : подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
Этапы реализации проекта.
№
пп Мероприятия Цели Ответст-венные Сроки
реализа-ции
1 этап – подготовительный.
1 Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели
родители. 1-я неделя
2 Привлечь родителей к сбору посадочного материала и семян.
Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя
3 Консультация для родителей «О луке - детям» Дать знания родителям о пользе витаминов для укрепления здоровья детей. Воспита-тели 1-я
неделя
4 Подбор наглядно – дидактического. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели
родители. 1-я неделя
5 Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук» Вызвать эмоциональный отклик от просмотра, помочь детям понять какую пользу приносит лук. Родители 1-я неделя
2 этап – основной.
6 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, муляжей овощей и фруктов (уточнения их форм и цвета)
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели 2-я неделя
7 Чтение Ю. Тувим «Овощи»
А. Барто «Морковный сок»
Русская народная сказка «Репка»
В. Коркина «Что растет у нас на грядке?» По средством литературы обогащать и активизировать знания об овощах и фруктах Воспитатели 2-я неделя
8 Аппликация «Лук»
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов» Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Воспитатели 2-я неделя
9 Беседа «Что такое огород?»
НОД «Витамины в овощах»
Продолжать знакомство с представителями мира растений, дать знания об их пользе. Воспитатели 2-я неделя
10 Практическая деятельность: посадка лука, овса. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатели 2-я неделя
11 Опыт – наблюдение за ростом лука, овса. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. Воспитатели 3 - неделя
12 Труд в уголке природы.
Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями.
Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений» Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 3 - неделя
13 Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели 3-я неделя
14 Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. Воспитатели 3-я неделя
15 Дидактическая игра «Найди овощ по описанию».
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»
Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатели 3-я неделя
16 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели 3-я неделя
17 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями. Воспитатели 3-я неделя
18 Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Воспитатели 3-я неделя
19 Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатели 3-я неделя
20 Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике» Вызвать эмоциональный отклик детей на результат проделанной работы. Воспитатели 3-я неделя
3 этап – заключительный.
21 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели 4-я неделя
22 Анализ результативности Воспитатели 4-я неделя
23 Итог. Сценарий развлечения «Веселый огород» Воспитатели 4-я неделя
Механизм оценки результатов.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список использованной литературы:
1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Москва «Просвещение» 2005год.
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 год.
3. Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005год.
5. М. П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет»
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание «за 2013 год.
7. Интернет ресурсы.