Наталья Желтобрюхова
Проект «Огород на окне» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Семицветик» комбинированного вида»
города Минусинска Красноярского края
Проект «Огород на окне»
Воспитатель:
Желтобрюхова Н. М.
2019
Наименование проекта : «Огород на окне».
Публикация «Проект „Огород на окне“ в старшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : по продолжительности – долгосрочный (февраль - май).
Цель проекта : формирование экологической культуры и экологического сознания дошкольников путем привлечения к огороднической деятельности на окне.
Задачи проекта :
1. Формировать систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность;
2. Развивать эстетические чувства;
3. Содействовать воспитанию у детей любови к труду.
Описание содержания проекта : огород на окне в ДОУ способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах. Об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный
2. Практический
3. Обобщающий
Материально – технические ресурсы:
• Побор методической и художественной литературы;
• Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
• Дидактические игры;
• Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
1. Участники взаимодействия проявляют повышенный интерес к деятельности «Огород на окне»;
2. У дошкольников посредством огороднической деятельности сформируется экологическая культура поведения, система экологических знаний и представлений о растениях;
3. Родители активные участники экологических мероприятий.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном, развития познавательных способностей. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами и вглядывается открывающуюся перед ним перспективу познания "большого мира" - тех знаний, которые человечество накопило на пути своего развития.
Детство дошкольника – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.
Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества.
В связи с этим важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.
Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентации.
С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Природу полную контрастов, красочно меняющуюся в разные времена года, педагогика всех веков и народов использовала как важнейшее средство эстетического развития детей.
Для их реализации в детском саду сложилась системная работа с применением разнообразных форм и методов.
Постоянная деятельность в "экологических пространствах" является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.
Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий в уголках природы, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
“Экологическое пространство” - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Ежедневно дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, проводят эксперименты, делают зарисовки и ведут дневник наблюдения за растениями и погодой. Воспитатели с детьми читают книги о природе, разучивают стихи и хороводы, пополняют словарный запас, расширяют кругозор каждого ребенка. Стали традиционными занятия на экологической тропе.
Традиционно в группе создаётся огород на окне. С каждым годом наш огород преобразуется, становиться более современным, и всегда он очень актуален в жизни и деятельности детей и взрослых.
Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Основной упор сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей.
О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.
Совместная организационно-хозяйственная и трудовая деятельность «огороде на окне», по выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности как взрослых, так и детей.
Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
• Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в группе;
• Через наблюдение деятельности взрослых;
• Посредством своего практического участия.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Все выше изложенное, определило тему проекта :
«Огород на окне»
Цель проекта - формирование экологической культуры и экологического сознания дошкольников путем привлечения к огороднической деятельности.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность
• развивать эстетические чувства
• содействовать воспитанию у детей любови к труду.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастит.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на окне. Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт – эксперимент. Спросим у взрослых (родителей или у воспитателя). Посадим и будем наблюдать.
План реализации проекта
I этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по предварительной работе с детьми.
• Чтение литературы
• Разработка цикла наблюдений
• Беседы
• Организация предметно-развивающей среды.
II этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
• Опыты, исследования
• Посадка семян, рассады
• Поливка, рыхление почвы
• Дневники наблюдений
III этап - обобщающий
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
• Фотоматериалы
• Игры, развлечения
Перспективное планирование взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта.
1. Консультация: «Исследовательская деятельность детей в детском саду» (февраль).
2. Домашние задание: «Умники и умницы знают все про овощи» (нахождение литературы об овощах) (март).
3. Дневник: Составление творческого рассказа «Сказка об овощах» (с рисунками) (апрель).
4. Выставка детского творчества: Конкурс рисунков «Что растет на окне» (май).
Перспективное планирование работы с детьми в рамках реализации проекта (интеграция всех видов деятельности)
1. Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Овощи», «Вода и земля – овощей лучшие друзья».
2. Опыты и исследования: «Роль воды в жизни растений», «Свет в жизни растений», «Роль тепла в жизни растений», «Семена», «Рост и развитие растения».
3. Труд на огороде на окне.
4. Дидактические игры: «Найди, что назову», «Чьё семечко?», «Волшебная корзинка», «Инструменты садовника».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья. Огород», «Детский сад».
6. Игра-развивающая: «Овощи. Огород на окне».
7. Лепка к сказке «Пых».
8. Рисование на тему: «Овощной суп».
9. Подвижные игры: «Собираем урожай», «Сад и огород».
10. Пальчиковая игра: «Хозяйка однажды с база пришла».
11. Театрализованная деятельность: «Сказка о том, как овощи поссорились».
Цикл наблюдений
За луком
1. Цель: уточнить представление о том, что из луковицы - репки можно вырастить зелёный лук, если ей создать благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в тёплое и светлое место. Зелёный лук полезен людям (особенно зимой и весной, т. к. в нём много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растёт, луковицы можно выращивать в разных условиях. Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) 2 -4 одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из них будет расти зелёный лук. Дети зарисовывают банки с луковицами.
Роль воды в жизни растений.
1. Может ли растение жить без воды?
Берутся 2 луковицы: одну устанавливают в пустую банку, другую в банку с водой.
Наблюдая за луковицами, дети приходят к выводу, что для роста растения
необходима вода.
2. Есть ли вода внутри растения?
Берется любой овощ, разрезается пополам, срезом прижимается к туалетной бумаге.
На бумаге остается влажное пятно. Дайте детям попробовать выделившую жидкость на вкус. Дети убеждаются, что в овощах содержится не чистая вода, а растворы разных веществ. Эти растворы называют соком. Очень вкусным и полезным бывают: морковный, томатный, тыквенный соки. Обратите внимание, что количество жидкости в разных овощах различно. Так же можно проверить, что вода есть в разных частях растениях: стебле, листьях.
3. Как вода поступает к листьям.
В. 1
Разрезать морковь на две части и верхнюю поставить в подкрашенную синюю воду, через некоторое время обратите внимание детей, что стержень внутри моркови посинел, а ботва моркови стала расти. Вывод: вода поступает к листьям по стержню или стеблю.
В. 2
Посадив лук в стаканчики, дети сразу один стаканчик не поливают, другой поливают умеренно, третий заливают водой. Наблюдая за состоянием лука, дети видят, что хорошо растет и развивается лук в стаканчике с умеренным поливом, в других стаканчиках лук не развивается.
Свет в жизни растений.
1. Нужен ли растениям свет?
Для этого наблюдения дети проращивают 3 луковицы: одну на свету, две – в темноте, например в шкафу или ящике (Вместо лука можно взять фасоль, горох, подсолнечник и т. д., выращиваемые в почве или без нее. Через несколько дней дети рассматривают растения и приходят к выводу о необходимости света: растения, выросшие в темноте - искривленные, слабые, бледные. Затем одно из растений, находившее в темноте, дети переносят на свет, а другое, для контроля оставляют в темноте. Наблюдают, как на свету листья постепенно распрямляются и зеленеют. Чтобы зафиксировать результат, дети делают зарисовки.
2. Как реагируют растения на недостаток света?
Выращенное растение дети размещают в комнате природы, подальше от источников света, таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Через несколько дней они замечают, что растения постепенно наклоняются в сторону света. Дети разворачивают горшок на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре растение наклоняются в противоположную сторону. Данный эксперимент позволяет сделать выводы:
- растения могут двигаться и поворачиваться;
- растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Роль тепла в жизни растений.
1. Влияние тепла на прорастание семян.
Дети берут 2 стакана, наливают в них по чайной ложке воды и кладут любые набухшие семена, которые до этого сутки находились в воде. Чтобы вода не испарилась, накрывают стаканы крышками и ставят в разные места: первый – в тепло, второй - на холод, между рамами. Семена, находящиеся в тепле проклюнуться примерно через сутки, а развития семян, находящихся на холоде, задержится. Вывод: для прорастания семян нужно тепло. Кроме того, можно сравнивать скорость прорастания семян разных растений на холоде. Такие растения как лук, редис, капуста прорастают при 4 -6 градусах С, а томаты, перцы нуждаются в более высокой температуре. Свет для данных опытов не нужен, поскольку в естественных условиях, растения прорастают в почве, в темноте. Этот эксперимент поможет понять значение сроков высева семян, поэтому его следует проводить в конце зимы или ранней весной перед началом посевных работ.
2. Реакция растений на заморозки.
Проводить специальный эксперимент с замерзанием растений не стоит, т. к. в соответствии с основными правилами экспериментирования нельзя предлагать детям ставить опыты, наносящие вред живым организмам и влекущие за собой их гибель. Но это явление можно пронаблюдать в естественных условиях после осенних заморозков, оставив на огороде для этого часть растений: листья и стебли почернеют, растения погибнут.
3. В какое время суток следует поливать растения огорода.
Педагог объясняет детям, что в жару почва сильно нагревается, вода при поливе быстро испаряется и подводит к выводу: в жару поливать растения в открытом грунте лучше утром или во второй половине дня, когда жара спадет. Для того чтобы избежать потери влаги при испарении.
Семена
1. Рассматривание семян разных овощных культур.
Сравнивание их между собой. Составление коллекции семян (от самого маленького до самого большого).
2. Влияние воды на прорастание семян.
Семена фасоли разложить по блюдцам, одни в пустую другие на влажную мягкую ткань, смоченную водой (влажная камера). Какие семена прорастут? Предлагают детям сделать предположения. Через несколько дней дети убеждаются, что прорастают семена только во влажной камере; в пустом блюдце все осталось без изменений.
Вывод: Для прорастания семян необходима вода, в сухой земле семена не прорастут.
3. Значение тепла для прорастания семян.
В две влажных камеры дети насыпают семена. Одну камеру оставляют в тепле, другую помешают на холод (между рамами). Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, на холоде - нет.
Вывод: Для прорастания семян нужно тепло.
4. Роль воды для прорастания семян.
Этот опыт можно провести на семенах подсолнечника, проращиваемых во влажной камере, т. е. в любой плотно закрытой банке, куда положены набухшие семена и добавлено несколько капель воды. Если проросшие семена немного посушить, оставив банку открытой, тонкие кончики всех проростков погибнут и почернеют. Из этого опыта дети сделают вывод: если проросшее семя лишить воды, то оно гибнет.
5. Нужна ли растению почва.
Дети замачивают семена подсолнечника. После того, как семена набухнут, их помещают во влажную среду. В течение нескольких дней дети следят за прорастанием семян. Вначале проростки будут развиваться хорошо, но затем их рост замедлится и вскоре совсем прекратится. Уже через 3-5 дней кончики корней почернеют и отомрут.
Вывод: Для прорастания семян почва не нужна, но для роста и развития растений она необходима.
6. Осенью перед тем, как семена кладут на хранение, их надо хорошо просушить.
Объяснить детям, что если семена просушить плохо, то они заплесневеют и погибнут.
Вывод: Вода нужна для проращивания семян, а для хранения их она вредная.
Дидактические игры
Д/и "Найди, что назову"
Первый вариант.
Дидактическая задача: Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.) - Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры.
Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т. п.
Д/и "Найди, о чем расскажу"
Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие: Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе
воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры.
Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Д/и "Угадай, что съел"
Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие: Угадывание на вкус.
Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.
Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.
Ход игры.
Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки, воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе». После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.
Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Д/и " Опиши, мы отгадаем"
Первый вариант.
Дидактическая задача: Описать предметы и найти их по описанию.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Дать описание подробно и четко в принятой последовательности.
Ход игры.
Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последовательность описания: сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе»
Д/и "Угадай, что в руке"
Дидактическая задача: Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.
Ход игры.
Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, овощ или фрукт по команде подбегают к воспитателю.