Ирина Романова
Творческий проект дошкольников «Я — исследователь, 2021. Играем, общаемся, растем»
Творческий проект
дошкольников «Я - исследователь, 2021»
МБДОУ № 24 по теме: «Играем, общаемся, растем».
Участники проекта : микрогруппа из 3 дошкольников в возрасте 4-5 лет, их родители (законные представители).
Цель творческого проекта : личностное развитие дошкольников путем стимулирования исследовательских способностей.
Публикация «Творческий проект дошкольников „Я — исследователь, 2021, Играем, общаемся, растем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта :
1. Формировать у дошкольников и их родителей представление об исследовательском обучении как эффективном методе развития личности.
2. Способствовать развитию исследовательской активности детей.
3. Побуждать интерес к познанию себя и эффективному межличностному взаимодействию в обществе, развитие интереса к психологической науке в контексте своего возраста.
4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей по вопросам детской социализации.
5. Содействовать формированию у детей научного видения психологических особенностей окружающих людей.
Направление творческого проекта : гуманитарное, теоретико-экспериментально-исследовательское.
Сроки реализации: с 1 сентября 2020г. по 1 мая 2021г.
Актуальность, мотив выбора темы: Успешная адаптация в социуме зависит от развития базовых личностных блоков детской психики ( существует выражение у детских психологов: «все проблемы родом из детства…»). Поэтому своевременная диагностика, коррекционное воздействие и последующий мониторинг депривированных личностных блоков будет способствовать успешному и эффективному становлению личности дошкольника. Ребенок в рамках данного творческого проекта является автором, активно работающим над развитием себя, своей личности, сам реализует актуальные, на данный момент, для него навыки. Следовательно, данное исследование позволит распространить полученный опыт для внедрения в последующую педагогическую деятельность.
Гипотеза: Ребёнок, ощущающий личностную депривацию в эмоциональной, коммуникативной и других сферах, способен эффективно преодолеть ее, будучи вовлеченным в активное взаимодействие с другими детьми в роли их наставника и лидера.
Использованные методы и приемы: психолого-педагогический лекторий для родителей, адаптированные для данного возраста различные упражнения и развивающие игры, социометрические упражнения «Конфета - горький лучок», «Тапок», проективная цветовая методика, структурированное интервью с родителями, литературный пересказ.
Выводы: Pезультаты проведенной исследовательской работы в рамках творческого проекта «Играем, общаемся, растем» выявили положительную динамику в поведенческих реакциях у участников эксперимента, как в микрогруппе (3 человека, так и во взаимодействии с детьми «большой группы». Это было подтверждено с помощью социометрических упражнений, цветового теста и интервьюирования родителей участников творческого проекта.
Этапы работы над творческим проектом «Играем, общаемся, растем».
№ п / п Этапы работы Краткое содержание, виды деятельности Сроки реализации проекта Примечания
1 Организационно-диагностический этап. На данном этапе воспитатель: определяет участников творческого проекта,
-изучает личностную депривацию в эмоциональной, коммуникативной и других сферах у детей,
-проводит психолого-педагогический лекторий с родителями,
-подготавливает индивидуальные первичные характеристики для работы с детьми на период реализации творческого проекта,
совместно с родителями (законными представителями) готовит каждого участника проекта к роли наставника и лидера на основной этап.
Использованные методы: -психолого-педагогический лекторий,
-социометрическое упражнение «Конфета - горький лучок», «Тапок»,
-проективная цветовая методика. 1-2 день Личностная депривация – снижение коммуникативно-познавательной активности, трудности в установлении контактов со сверстниками в силу личностных особенностей.
2 Основной этап Каждый участник творческого проекта согласно своей индивидуальной программе выступает в роли лидера и наставника в микрогруппе в определенный день (день через два, проводит игры и адаптированные упражнения, т. е. выполняет ведущую роль в данном виде деятельности.
Упражнения и игры разминки: «Прогноз погоды», «Мое настроение», «Ревущий мотор», «Вороны» и др.
Эмоциональный блок: «Передай маску», «На что похоже мое настроение», «Называем чувства», «Быстрые превращения», «Попугай», «Цветок чувств», «Бумажные мячики», «Волшебная рука», «Паровозик».
Коммуникативный блок: «Испуганный ежик», «Говорю, что вижу», «Спустить пар», ролевая игра «Детский сад», «Выражение благодарности», «Изобрази животное».
Блок социальной активности: «Я и мой мир вокруг меня», «Маски», «Что такое мальчик? Что такое девочка?», Когда я вырасту», «Ищу друга», «Поиграем в семью», «Бег сороконожки»
Использованные методы: адаптированные для данного возраста психологические упражнения и развивающие ролевые игры, литературный пересказ. 3-9 день Во время работы в микрогруппе к ней могут присоединиться и другие дети.
3 Заключительный этап На заключительном этапе проводится социометрические упражнения, получение обратной связи от родителей/законных представителей, дети формулируют свои мысли и делают выводы, воспитатель проводит проективный цветовой тест с участниками творческого проекта.
Использованные методы: социометрическое упражнение «Конфета - горький лучок», проективная цветовая методика, структурированное интервью с родителями 10 день
Приложение 1.
Анкета
для проведения интервьюирования с родителями дошкольников-участников проекта
Уважаемые родители, предлагаем Вам проанализировать организационный период/окончания творческого проекта «Играем, общаемся, растем» и ответить на несколько вопросов. Постарайтесь быть лаконичными.
Цель исследования : получение обратной связи для повышения эффективности педагогической деятельности.
Отвечайте на вопросы откровенно и по существу.
Ф. И. О. ___
1. Как проявляется творческая активность Вашего ребенка? ___
Пожалуйста, оцените ее по пятибалльной шкале ___
2. С какими предметами, материалами и игрушками любит творить Ваш ребенок? ___
3. Продолжает ли ребенок творчество дома, начатое в детском саду? Если, да, то, как часто?___ ___
4. Если ребенок достигает какого-либо творческого результата, делится ли он с Вами? ___
5. Пожалуйста, охарактеризуйте эмоциональное состояние Вашего ребенка ___
Пожалуйста, оцените ее по пятибалльной шкале ___
6. Как проявляются коммуникативные особенности Вашего ребенка в домашних условиях? ___ ___
Пожалуйста, оцените их по пятибалльной шкале ___
т7. Как проявляется взаимодействие Вашего ребенка в различных социальных ситуациях вне дома? ___ ___
___
Пожалуйста, оцените его по пятибалльной шкале ___
Благодарим за участие!
Приложение 2.
Примеры
развивающих игр и упражнений для участников
проекта «Играем, общаемся, растем».
1. Социометрическое упражнение «Тапок».
Цель упражнения: данное упражнение позволяет воспитателю проверить свои предположения о стадии развития группы, выявить структуру группы, а если есть агрессия, то определить, на кого она направлена.
Ход игры: «Снимите правый тапок с ноги. Теперь все поставьте свой тапок на то место, которое соответствует вашему месту в группе. Теперь по очереди можно передвинуть один любой тапок, если вам хочется». Продолжать по кругу пока есть изменения. После этого воспитатель проводит обсуждение игры.
2. Социометрическое упражнение «Конфета-горький лучок».
Цель упражнения: данное упражнение позволяет воспитателю проверить свои предположения о стадии развития группы, выявить структуру группы, а если есть агрессия, то определить, на кого она направлена.
Ход игры: Участники садятся в круг на полу. Перед каждым участником на небольшим листе бумаги лежат конфета и кусочек лука. Посмотрите внимательно, что где находится. Сейчас по моему сигналу, вы возьмете свою конфету и кусочек лука и положите их тем, кому захотите. Так как это вы будете делать все одновременно, то сейчас молча посмотрите и подумайте, кому, что вы положите. После этого вы сядете на свое место, и увидите, что оказалось, что оказалось у каждого из вас на листах бумаги.
3. Игра «Передай маску».
Цель игры: расширение словаря эмоций, первичная ориентировка в собственном отношении к различным эмоциям, понимания связи эмоциональной сферы и тела, тренировка без оценочного принятия различных чувств и эмоций.
Ход игры: «Сейчас я придам своему лицу особое выражение-маску. Затем поворачиваю голову к соседу. Мой сосед должен в точности повторить это выражение на своем лице. А потом передать эту маску следующему участнику. А тот следующему участнику. Все понятно? Тогда начнем». ( Варианты: радость, страх, обида, гнев).
4. Игра «Попугай».
Цель игры: тренировка навыка узнавания эмоционального состояния участников и своих собственных. Проигрывание эмоций и распознавание своего эмоционального состояния и состояния других.
Ход игры: «Сейчас я буду произносить слова «Я иду гулять» с задуманным мною чувством. А каждый по очереди будет угадывать, какое чувство я загадал. Всем понятно? Начали игру». ( Варианты: радость, грусть, загадочность, удивление).
5. Игра «Изобрази животное»
Цель игры: развитие чувствительности, доброжелательности, средств невербального контакта.
Ход игры: «Сейчас я буду изображать животное. Вы угадаете, кого я показал, и повторите это так же. Все меня поняли? Начали». ( Варианты: медведь, зайчик, змея, котенок).
6. Проективная цветовая методика «Цветовой тест отношений»
Цветовой тест отношений – это компактный невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений. ЦТО, как метод изучения отношений, применим в работе с детьми, начиная с 3-4 летнего возраста. Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками позволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но и во многих случаях как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской психодиагностики. Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А. М. Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним.
Оборудование: В ЦТО используется набор из восьмицветового теста М. Люшера.
Проведение исследования : Воспитатель в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих для него существенное значение. Перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета.
Инструкция: Подберите к каждому из людей и понятий, которые я буду зачитывать, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторятся. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого» красивого и заканчивая «самым некрасивым, неприятным».
Источник: Головей Л. А. Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб. : Речь, 2001.
Приложение 3.
Примерный образец заполнения
первичной характеристики с участником проекта
Инициалы ребенка: С. К.
№ п/п Показатели Начало реализации творческого проекта Окончание реализации творческого проекта
1 Индивидуальные особенности личности ребенка (особенности воспитания, значимые биографические факты и т. п.)
Воспитывается в полной семье в благоприятных условиях Воспитывается в полной семье в благоприятных условиях
2 Эмоционально-волевая сфера
Долго переживает неудачи. Эмоционально зависима от значимых людей. Эмоциональная, активная, энергичная.
3 Интеллектуальное развитие, особенности мышления, организованность и работоспособность, волевой самоконтроль и нервно-психическая устойчивость. Интеллектуальное развитие в норме, мышление в процессе формирования. Может наблюдаться снижение уровня самокритичности.
Мотивация достижений ориентирована на стремление избежать неуспеха, а не активное стремление к успеху Наблюдается положительная динамика развития ребенка. Имеет склонность к повышенному настроению.
4 Черты характера
По темпераменту тяготеет к холерику, Присуще чувство соперничества и конкуренции. Наблюдается стремление к конструктивному взаимодействию с детьми.
5 Поведенческие характеристики
Демонстративность поведения Разговорчивая, коммуникабельная.
6 Развитие лидерских качеств
Зависима от мнения окружающих, неуверенность Наблюдается тенденция к развитию лидерских качеств
7 Речь
Развита удовлетворительна Наблюдается тенденция к увеличению словарного запаса
8 Самооценка
Самооценка неустойчивая. Может наблюдаться снижение уровня самокритичности. Положительная
9 Взаимоотношения в коллективе
Средний уровень общительности В межличностных отношениях общительна, легко вступает в контакты с детьми, способна увлечь других
10 Социальная адаптивность Средняя поисковая активность, удовлетворительно адаптируется в новой среде Высокая поисковая активность, хорошо адаптируется в новой среде
Выводы: наблюдается положительная динамика в личностном развитии ребенка.
Слова участников творческого проекта для видеоролика.
1-й ребенок.
Фрагмент упражнения «Изобрази животное»
Инструкция для ведущего: «Ребята, сейчас я буду изображать животное. Вы угадаете, кого я показал и повторите это так же. Все меня поняли? Начали». ( Варианты: медведь, зайчик, змея, котенок).
Вывод из проекта (окончание видеоролика) : «Я участвовал/а в эксперименте Я лучше стал/а понимать себя и своих друзей. Мне кажется, я стал/а более внимательным к другим. Мне теперь нравится быть в центре внимания, проводить разные игры. Быть ведущим игр –круто!»
2-й ребенок.
Фрагмент упражнения «Попугай».
Инструкция для ведущего: «Ребята, сейчас я буду произносить слова «Я иду гулять» с задуманным мною чувством. А вы каждый по очереди угадаете, какое чувство я загадал. Всем понятно? Начали игру». ( Варианты: радость, грусть, загадочность, удивление).
Вывод из проекта (окончание видеоролика) : «Я принимал/а участие в исследовании себя и своих возможностей. Теперь я лучше понимаю, что чувствуют мои друзья. Мне понравилось быть лидером, узнал/а много нового о себе. Это придает мне уверенности».
3-й ребенок.
Фрагмент упражнения «Передай маску».
Инструкция для ведущего: «Ребята, сейчас я придам своему лицу особое выражение-маску. Затем поворачиваю голову к соседу. Мой сосед должен в точности повторить это выражение на своем лице. А потом передать эту маску следующему участнику. А тот следующему участнику. Все понятно? Тогда начнем». ( Варианты: радость, страх, обида, гнев).
Вывод из проекта (окончание видеоролика) : «Участие в исследовании помогло мне многое понять. Я научился/ась лучше выражать свои чувства. Объяснять так, чтобы ко мне прислушались. Думаю, что участие в проекте изменило меня в лучшую сторону».
Слова автора для видеоролика?
Участниками исследовательского проекта «Играем, общаемся, растем» стала микрогруппа из 3 дошкольников возраст 4-5 лет, активное участие принимали их родители (законные представители)
Целью творческого проекта стало личностное развитие дошкольников путем стимулирования исследовательских способностей.
Поэтому задачами проекта стали :
1. Формирование у дошкольников и их родителей представления об исследовательском обучении как эффективном методе развития личности.
2. Способствовать развитию исследовательской активности детей.
3. Побуждать интерес к познанию себя и эффективном межличностном взаимодействии в обществе, интереса к психологической науке в контексте своего возраста.
4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей по вопросам детской социализации.
5. Содействовать формированию у детей научного видения психологических особенностей у окружающих.
Направление творческого проекта : гуманитарное, теоретическо-экспериментальное.
Актуальность данного творческого проекта состоит в следующем : успешная адаптация в социуме зависит от развития базовых личностных блоков детской психики ( существует выражение у детских психологов: «все проблемы родом из детства…»). Поэтому своевременная диагностика, коррекционное воздействие и последующий мониторинг депривированных личностных блоков будет способствовать успешному и эффективному становлению личности дошкольника. Ребенок, в рамках данного творческого проекта, является автором, активно работающим над развитием себя, своей личности, сам «прокачивает» актуальные на данный момент для него навыки. Следовательно, значимость данного исследования позволит распространить полученный опыт для внедрения в последующую педагогическую деятельность.
Наша гипотеза состояла в следующем: ребенок, ощущающий личностную депривацию в эмоциональной, коммуникативной и других сферах, способен эффективно преодолеть ее, будучи вовлеченным в активное взаимодействие с другими детьми в роли их наставника и лидера.
Использованные методы и приемы:
психолого-педагогический лекторий для родителей,
адаптированные для данного возраста психологические упражнения и развивающие игры,
социометрическое упражнения «Конфета-горький лучок», «Тапок», проективная цветовая методика,
структурированное интервью с родителями,
литературный пересказ.
Выводы: результаты проведенной исследовательской работы в рамках творческого проекта «Играем, общаемся, растем» выявили положительную динамику в поведенческих реакциях у участников эксперимента как в микрогруппе (3 человека, так и во взаимодействии с детьми «большой группы». Это было подтверждено с помощью социометрических упражнений, цветового теста и интервьюирования родителей участников творческого проекта.