Эльвира Белова
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта, для более углублённого изучения данной темы, был создан кружок «Горенка», где дети с удовольствием занимались. Организация такой работы помогла нам добиться определённых результатов.
Название проекта - «Родные истоки"
Тип проекта - познавательно-творческий.
Возраст детей - подготовительная группа.
Вид проекта - долгосрочный.
Публикация «Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Родные истоки“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Проекты творческие
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Срок реализации- сентябрь 2018 г. - май 2019 г.
Актуальность проекта: Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью,бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован духовно-нравственное и художественно–эстетическое воспитание детей. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность заключается в том, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура и традиции передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине.
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Воспитание на основе традиций русского народа является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Основой воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения–той среды, в которой живет ребенок, где происходит его развитие и становление личности. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель-как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому–вот черта, отличающая образованность от дикости» – говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство–это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
-Формировать систему знаний о русской народной культуре, традициях и истории.
-Формирование духовно-нравственных и патриотических качеств, эстетического вкуса у детей.
-Гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка.
-Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.
-Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
Направления работы:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
2. Широкое использование фольклора.
3. Знакомство с народным искусством.
4. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Формы работы:
-Беседы с использованием наглядности;
-Занятия на основе метода интеграции;
-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
-Создание детьми собственных изделий;
-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
-Использование народных игр, хороводов;
-Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
Методы и приёмы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детей);сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Предполагаемый результат:
-Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре русского народа;
-Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
-Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.
Этапы реализации проекта:
I этап (аналитический).
-Обоснование актуальности проекта.
- Определение системы, направлений, целей и задач.
-Подбор методической и педагогической литературы, пособий.
-Создание предметно-развивающей среды.
-Составление плана мероприятий.
-Проведение мониторинга.
- Анкетирование родителей.
II этап (организационный).
-Разработка ООД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям.
-Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре, изготовление картотек–закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр, художественной литературы.
-Подбор изделий народных промыслов.
III этап (практический).
-Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы ООД, выступления, рекомендации.
-Работа с детьми: беседы, ООД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно- игровом, художественном, музыкальном, знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер- классы, дидактические игры
-Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер-классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование.
IV этап (итоговый).
-Анализ достижения целей и полученных результатов.
-Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта.
-Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий.
-Проведение выставки совместных работ родителей и детей.
-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры».
-Обобщение опыта по теме проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Сентябрь.
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Народные промыслы».
4. Консультации для педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа».
5. Знакомство детей с мини-музеем "Русская изба"
Октябрь.
1.«Родной свой край – люби и знай» - беседа с детьми о родном городе.
2. ООД "Как жили люди на Руси?"
3. Беседа с детьми о празднике «Покров Пресвятой Богородицы».
4. Консультация для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
5.«Осенины – осенняя ярмарка»- развлечение и выставка работ из природного материала
Ноябрь.
1.«Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам- рассматривание альбомов,подлинных изделий.
2.«Филимоновские свистульки» – знакомство с творчеством филимоновских мастеров.
3. Изобразительная деятельность – лепка и роспись филимоновской игрушки.
4. Рассказ о празднике «Синичкин день». Дидактическая игра «Перелётные птицы».
5. Знакомство детей с народной игрушкой. Изготовление детьми куклы – самоделки.
Декабрь.
1. Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников»
2.«Пришёл мороз – береги ухо и нос» - загадывание загадок о морозе,разучивание заклички «Ты, мороз,мороз».
3.«Дымковская игрушка» - знакомство детей с народным промыслом.
4. Изобразительная деятельность – лепка и роспись дымковской игрушки.
5.«Святой Николай, подарки нам раздай!»-развлечение.
6. Беседа с детьми о традициях празднования Нового Года.
Январь.
1.«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание и пение колядок, слушание русских народных песен, традиционные рождественские народные игры.
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Колядки на Святки»
4. Беседа по ознакомление детей с народно – прикладным искусством «Золотая Хохлома».
5. Изобразительная деятельность – роспись ложек.
Февраль.
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
2.«Зимние узоры» - знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
3.«Дело мастера боится» - знакомство со сказкой «Семь Симеонов», повторение пословиц о труде, музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».
4.«Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - знакомство с городецкой росписью и историей её появления.
5. Изобразительная деятельность – роспись деревянной доски.
Март.
1.«Грач на горе – весна на дворе» - беседа о русских обычаях встречи весны.
2.«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! – беседа о Масленице,пение песен,частушек, русские народные игры.
3. Развлечение «Масленица».
4.«Гжель прекрасная» - знакомство детей с Гжельским художественным промыслом.
5. Изобразительная деятельность – роспись тарелок.
6. Выступление на ГМО на тему: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями своего народа.
Апрель.
1.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения,традициях и обычаях праздника,рассматривание и обсуждение иллюстраций).
2. Открытое занятие для родителей по ИЗО - «Украшаем пасхальное яйцо».
3. Конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».
4.«В гости к нам пришла матрёшка» - рассказ об истории создания игрушки,чтение стихов,потешек.
5. Изобразительная деятельность – лепка и роспись матрёшки.
Май.
1.«Живёт в народе песня» - беседа о русской народной песне, знакомство с пословицами и поговорками о песне.
2.«Поэзия народного костюма» - рассказ о народном костюме с использованием видеоматериалов.
3.«На героя слава бежит» - беседа о русских богатырях, знакомство с былинами.
4. Заключительная беседа о прошлом родного края, просмотр видеоматериалов.
5. Изобразительная деятельность – рисование «Моя малая родина»
Результаты реализации проекта:
В результате комплексной работы у детей сформированы первоначальные представления о культуре русского народа,расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса у детей,а также умению различать и называть народные промыслы. У детей обогащается словарный запас при знакомстве с народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки,народные сказки и песни;формируются двигательные навыки,чему способствуют подвижные игры,пляски,хороводы;формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте,правде,красоте, трудолюбии,храбрости и отваге;развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение ко взрослым,сверстникам и малышам,развивается чувство коллективизма; развивается эмоционально-волевая сфера;формируются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу,к традициям и культуре,языку,символики,что способствует гармоничному,позитивному развитию личности,а также зарождению фундаментальных черт национального характера.
Используемая литература:
Ватаман В. Г. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа,разработки занятий и мероприятий - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2008.
Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.
Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2000.
Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2008.
Ботякова О. А. ,Голякова Л. Ф. ,Зязева Л. К. ,Прокофьева С. А. ,Сорокина Г. Г. ,Тимофеева Е. Я. ,Федорова О. М. Российский этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.
Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2019.
Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика - Синтез, 2005.
Яковлева Н. Н. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея "Русская изба". - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2014.