Валентина Соколова
Творческий отчет учителя-логопеда по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образованием администрации г. Юрги
МБДОУ «ДСКВ №41 «Почемучка»
Творческий отчет учителя-логопеда
по самообразованию
учителя-логопеда В. В. Соколовой
ТЕМА: «Использование дидактической игры, как средство воспитания и обучения, звуковой культуры речи детей дош кольного возраста»
г. Юрга 2016-2017 уч. год
Публикация «Творческий отчет учителя-логопеда по самообразованию» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме: «Использование дидактической игры, как средство воспитания и обучения, звуковой культуры речи детей дош кольного возраста». Задачи: • написание перспективного плана по самообразованию; • изучение методической литературы по вопросу; • подбор дидактических игр и пособий; • изготовление и апробирование дидактических игр и пособий; картотеки по звукопроизношению; разработка конспектов занятий, консультаций и методических рекомендаций для воспитателей; проведение мастер-класса для воспитателей и родителей.
Актуальность темы: Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Тема еще актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить артикуляционную гимнастику, занятия более живо и интересно. Игра – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка, так как является основным видом его дельности. Этапы реализации: I этап: На I этапе я изучала методическую литературу по теме. Ответ на данный вопрос я нашла в работах: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2. А. И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. 3. О. С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. 4. Л. Р. Болотина. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод. пособие. 5. Н. Г. Комратова. Учимся говорить правильно: учебно – метод. пособие по развитию речи детей 3 – 7 лет. 6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. 7. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. 8. Швайко Г. С. Игры, игровые упражнения для развития речи.
II этап: Подбор и изготовление дидактических игр направленных на: 1. развитие фонематического слуха; 2. артикуляционной моторики; 3. дыхания; 4. интонационной выразительности. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. 1. Развитие фонематического слуха. В развитии речи детей большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. способности четко отличать один звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, различение слов, близких по звуковому составу (слова-паронимы). Например: пособие «Волшебные часы», с помощью которого играли в игры «Найди пару», «Подбери рифму». Так же направлено на развитие навыков элементарного звукового анализа: отбирать картинки с заданным звуком, умение выделять первый и последний звук в слове, подбирать слово на заданный звук. Для решения этих задач использовали игры «Подарки», «Цепочка», «День рождения Ани».
2. Развитие артикуляционного аппарата Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только тогда навык будет закрепляться. Не нужно перенапрягать ребенка, достаточно 2-3-х упражнений в день, по 5-7 раз необходимо повторить каждое упражнение. Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Вряд ли ребенок будет с желанием выполнять эти упражнения, если предложить ему позаниматься, а вот если пригласите поиграть или придумать сказку-тогда он примет приглашение с удовольствием.
При проведении артикуляционной гимнастики нашими задачами являются: 1) развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); 2) развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); 3) развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Для проведения артикуляционной гимнастики, мы использовали такие игровые приемы как: путешествие по «Волшебной дорожке»; игра «Веселый кубик»; альбомы артикуляционных упражнений; сюжетные картинки для сочинения сказок о Язычке.
3. Работа над развитием речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для выработки свободного, плавного, удлиненного выдоха мы использовали такие игровые упражнения, как: «Загони мяч в ворота», «Вертушки», «Сдуй бабочку»; «Сдуй снежинку», «Прожорливые фрукты», «Разноцветные перышки».
4. Работа над голосом. Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека. Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах); с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т. п.).
Задачами педагогов являются: 1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса - силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо - громко).
III этап: На третьем этапе я: • повысила свою педагогическую компетентность по этому вопросу; • обогатила развивающую среду кабинета; • мною были изготовлены дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников. Использование дидактических игр и игровых упражнений способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции. Дети научились определять и называть первый и последний звук в слове, в середине слова. В разработанных мною конспектов-занятий, консультациях, методической рекомендации, проведении мастер-класса для родителей и воспитателей наличие дидактической игры сопровождалось единством всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.