майя ергалиева
Отчет по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в комплексной работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.
У нас в саду имеются логопедические группы. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Публикация «Отчет по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в комплексной работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В нашем ДОУ специалисты и другие участники педагогического процесса работаем в тесном сотрудничестве с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.
Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. На своих занятиях я (педагог-психолог) развиваю мелкую моторику, воображение, мышление, внимание с учетом лексических промлем ребенка (по рекомендациям учителя – логопеда).
Наши принципы взаимодействия :
- Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ
Задачи работы педагога-психолога :
Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Активизация отработанной лексики.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Организационный этап
(сентябрь - октябрь)
Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Основной
(ноябрь - февраль)
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программ. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии. Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
Заключительный
(март - май)
Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Корректировка индивидуальных маршрутов и групповых программ. Отчет по проделанной работе.
По результатам диагностики, совместно с педагогами ДОУ мы разрабатываем индивидуальные коррекционные маршруты для тех детей, которые с трудом усваивают (не усваивают) общеобразовательную программу. Адаптированная программа ребенка – инвалида обсуждается и принимается на ПМПК ДОУ, составляется и подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.
В апреле подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.
Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаемся развитием речи и другими психологическими процессами одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.