НинаХудякова
Творческий отчет по теме самообразования «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра представляет собой многоплановое,
сложное педагогическое явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и
средством всестороннего развития личности.
В. А. Сухомлинский
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Игровая деятельность осуществляется в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Публикация «Творческий отчет по теме самообразования „Дидактические игры в обучении детей основам математики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дидактические игры являются и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Дети любят игры, хорошо знакомые и новые и с удовольствием играют в них.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей.
Игра содержит цель в самой себе, задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя.
Дидактическая игра имеет исключительное значение: игра – учеба, игра – труд, игра – серьезная форма воспитания, стимулирующая общение. Взаимоотношения между детьми, ребенком и взрослыми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности:
- узнают и находят группы однородных предметов; различают количество предметов (много-один, один-много);
- внимание детей привлекается к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрешка – маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.);
- дети учатся различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Цель: формирование математического мышления и математических способностей у детей по средством дидактических игр.
Задачи:
• Создать условия для обогащения и накопления математических знаний и умений детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с творческим материалом;
• развивать умение группировать и сравнивать предметы;
• воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Прогнозируемые результаты.
• Дети научатся определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
• У детей сформируется умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
• Дети смогут самостоятельно определять количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливать соответствие (на 3-4 предмета).
Основные направления работы.
Формирование практических способов ориентировки:
«поисковая», результативная проба, практическое применение, формирование системы «взор - рука».
Важно формировать зрительно-тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов.
Формирование восприятия цвета:
работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов. Дается инструкция: дай такой же (по цвету) кубик, кирпичик и т. д.
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьей он сам называет то или иной цвет.
Формирование восприятия формы:
раскладывание предметов «на кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры : с помощью зрительного соотнесения, восприятия формы ребенок учится выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
Формирование восприятия величины:
различение и раскрепление понятий большой – маленький проводится на различных играх:
- упражнения на конструктивную деятельность: постройка башенок из кубиков, игра со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величинах предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся так же игры с матрешками и пирамидками.
Формирование восприятия пространственных отношений:
первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схема тела).
Подготовительный этап
№ мероприятия сроки
1 Изучение методической лит-ры по формированию элементарных математических представлений февраль,
1-2 нед.
2 Разработка плана работы совместной деятельности воспитателя с детьми февраль,
3 нед.
3 Диагностика детей по ФЭМП февраль,
4 нед.
4 Выбор оборудования для предметно-развивающей среды март
5 Подбор дидактических игр для детей младшего возраста март
6 размещение информации по ФЭМП на стенде для родителей апрель
Основной этап
№ мероприятия сроки
1 Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми в течен.
года
2 Проведение консультаций для родителей март
3 Конкурс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП апрель
4 Организация детей в совместной и самостоятельной деятельности в течение года
Заключительный этап
№ мероприятия сроки
1 Проведение открытого занятия по ФЭМП апрель
2 Проведение диагностики знаний детей по ФЭМП май,4нед
3 Фото-отчет для родит. «Вот и стали мы на год взрослее» май
4 Ознакомление родит. с результатами диагностики май
5 Отчет по теме самообразования (педаг. ДОУ,пед. совет) 23.04.13
Дидактические игры для развития у детей элементарных математических представлений.
Форма.
1. «Угадай, что в мешочке»
2. «Разбери по форме»
3. «Найди такой же»
4. «Собери цветочек»
5. «Найди все фигуры как эта»
6. «Собери машину»
Цвет.
1. «Игры с мозаикой»
2. «Чудесный мешочек»
3. «Найди пару»
4. «Собери бусы»
5. «Помоги куклам найти свои игрушки»
6. «Цветочная полянка»
7. «Подари петушку перышко»
8. «Одень куклу»
9. «Найди такую же»
Величина.
1. «Домики и дорожки»
2. «Скамейки для кукол»
3. «Широкая и узкая дорожки»
4. «Построим Мише домик»
5. «Где чья миска?»
6. «Коза и козленок»
7. «Какие бывают птицы» (сравнение)
8. «Собери пирамидку»
9. «Сравни предметы»
10. «Сбор урожая»
11. «Построй башенку»
12. «Сравнение рыбок»
Работа с родителями
1. Приобретение оборудования для предметно-развивающей среды.
2. Размещение информации по диагностике, индивидуальные консультации.
3. Конкурс на изготовление дидактического материала.
4. Фото-отчет «Вот и стали мы на год взрослее».
Анкета для родителей
1. Как вы оцениваете необходимость развития математических способностей у детей младшего возраста?
- считаю нужным
- не считаю нужным
- затрудняюсь ответить
2. Есть ли у Вас дома игры по формированию математических способностей ребенка?
- да
- нет
3. В какую игру математического содержания чаще всего играет Ваш ребенок дома?
4. Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия (цвет, форма, величина?
- высокий
- средний
- низкий.
Перспективное планирование
месяц Тема занятия Задачи
февраль Д/и «Построим Мишке домик»(мягкие модули)
Д/и «Собери шарик» Развивать умение выделять части целого.
Учить составлять целое из частей.
февраль Строительство из мягких модулей Учить дифференцировать понятия «большой - маленький»
февраль Д/и «Чудесный мешочек» (сматывать и разматывать клубочки) Учить различать цвета (красный, синий, желтый)
февраль Д/и «Цветочная полянка» Учить соотносить предметы по цвету (цветок,серединка).
Активизировать словарь по теме занятия.
март Д/и «Расставь машины на дорожки» Формировать умение различать величину. Закреплять понятия «широкий-узкий, большой- маленький».
Закреплять знание цветов.
март Д/и «Подбери пару варежке» Закреплять цвета.
Активизировать словарь по теме.
март Д/и «Сравнение рыбок» Уточнять представления детей о форме, цвете, величине.
Активизировать словарь детей.
март Д/и «Где чья миска?» Продолжать учить детей соотносить предметы по величине.
апрель Д/и «Коза и козленок» Закреплять представления о цвете, форме, размере.
апрель Д/и «Какие бывают птицы» Уточнять знания о форме, размере, цвете.
апрель Д/и «Оденем куклу Машу» Подбирать предметы по назначению, называть цвета, расширять словарь детей.
апрель Д/и «Кто скорее соберет» Учить правильно собирать пирамидку.
май Д/и «Фрукты и овощи» Формирование представлений о цвете и форме.
май Д/и «Чего не хватает» Формирование представлений о цвете и форме.
май Д/и «Найди предмет, похожий на эту фигуру» Дать представление о цвете, форме и размере.
май Д/И «Домик» Закреплять знание цвета.
Д/и «Расставь машины на дорожки»
Цель: формирование величины. Закреплять прилагательные
«широкий - узкий», «большой - маленький».
Закреплять знание цветов.
Д/и «Построим Мишке домик»
Цель: учить дифференцировать понятия «большой - маленький».
Развивать речь, общую и мелкую моторику.
Д/и «Собери шарик»
Цель: развивать умение выделять части целого и из частей составлять целое.
Д/и «Цветочная поляна»
Цель: активизировать словарь по теме за счет слов : цветы, поляна,
бабочки, серединка. Учить отвечать на вопросы короткими
предложениями.
Д/и «Подбери пару варежке»
Цель: развивать знание цвета; подбирать по размеру; активизировать
и обогащать словарь детей.
Д/и «Сравнение рыбок»
Цель: дать представления о цвете, форме, и размере; обогащать
и активизировать словарь детей.
Д/и «Коза и козленок»
Цель: дать представления о цвете, форме, и размере; обогащать
и активизировать словарь детей.
Д/и «Какие бывают птицы»
Цель: дать представления о цвете, форме, и размере; обогащать
и активизировать словарь детей.
Д/и «Оденем куклу Машу»
Цель: учить подбирать предметы по назначению, называть
цвета, расширять словарный запас детей.