Елена Жукова
Отчет по теме самообразования «Развивающий эффект пальчиковой гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развивающий эффект пальчиковой гимнастики.
Цель: Развитие координированных движений мелких мышц кистей и пальцев рук.
Задачи:
1. Обучать умению соотносить целенаправленные движения кистей и пальцев рук со словесными сигналами.
2. Развивать зрительную, слуховую, тактильную память, внимание, мышление, словарный запас.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развивающий эффект пальчиковой гимнастики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
3. Воспитывать в детях чувство «локтя», усердия в познании нового, уверенности в своих силах, умение радоваться своим и чужим достижениям.
Для нормального развития ребенка одним из значимых после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук, их мелкую моторику или, иначе говоря, развивать манипулятивные навыки.
Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во- первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат: тем проворнее ребенок строит домик из кубиков, увереннее перелистывает страницы книги, рисует и вырезает из бумаги, пользуется ложкой, вилкой и т. д.
Во-вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие ручки. Исследования М. Кольцовой доказали: существует тесная связь между координацией движений рук и речью. От того, насколько ловко умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи.
На основе этой взаимосвязи был разработан метод, определяющий уровень развития детей первых лет жизни. Он состоит вот в чем: сначала ребенка просят показать- 1 пальчик, потом-2 и наконец-3. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряженными, сгибаются и разгибаются только вместе или они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатель не умеет говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными. Успехов в развитии речи и мышлении добиться не удастся.
Секрет этого явления не сложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного устремляются сигналы, которые активизируют пока еще не зрелые клетки головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разных действий пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышления.
В России с давних пор было принято с 6- месячного возраста учить ребенка играть со своими пальчиками. Это были такие игры как «Ладушки», «Сорока - белобока» и т. д.
После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Детки постарше, примерно 3 – 5 лет помогали перебирать крупу, кормили домашнюю птицу. Такие повседневные элементарные действия способствовали развитию мелких мышц кистей и пальцев рук.
Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу. И взрослым предстоит, приложить немало усилий, чтобы появился результат. Не только терпеливое вовлечение ребенка в специальные игры может принести специальные игры может принести хорошие плоды, занимаясь с малышом важно всячески хвалить и поощрять его даже за малейший успех – это вдохновит его на дальнейшие подвиги. Эту тему по самообразованию я взяла не случайно. После общения с родителями выяснилось следующее: 60% родителей 2 -3 раза в неделю занимаются с ребенком, привлекают его к делам домашним, 20% только по выходным, 20% считают, что ребенок очень маленький, заниматься с ним рано, он любит только мультики смотреть.
В 2009 – 2010г я работала на младшей группе, возраст детей колеблется от 1,6 до 4 лет. Состав группы: 40% дети, посещавшие садик в 2008 – 2009 г и 60% впервые пришедшие в детский сад. Те дети, с которыми в прошлом году занимались. Развивали мелкую моторику, в этом году уже начали говорить чище и уверенней, одеваются и обуваются самостоятельней, даже помогают другим, лучше (уверенней) хватают предмет одной рукой, щепотью, двумя руками. Самостоятельно в своих играх используют «пинцетный захват» : перелистывание страниц, нанизывание предметов, игра на металлофоне, спрячь в ладошке, непослушные прищепки.
Вновь прибывшие дети охотно и с интересом осваивают новые для них игры и задания на развитие мелкой моторики.
За два учебных месяца этого года можно отметить следующие результаты: из 10 человек
-стали крепко удерживать ложку -6 детей;
- удерживают карандаш в течение 5-7 минут только 4 ребёнка, остальные 1-2 минуты и начинают им играть;
- застегивают «липучки», застежки на сандаликах 7 детей и уже пытаются помочь другим;
- стали четче произносить имена родных, детей из группы 7 детей;
- на третий день заучивания могут проговорить потешку с движением 6 деток;
- сжимают твердые и мягкие предметы в кулачке 4 детей.
Так как в программе детского сада не предусмотрены занятия по развитию мелкой моторики, проводить подобные игровые упражнения целесообразно вне занятий или частью занятия: во время игр в помещении, на улице, либо использовать в качестве разминок на занятиях, для отвлечения детей от грустных мыслей в период адаптации или как «засыпалочку» при подготовке ко сну.
Параллельно занятиям на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук мы закрепляем цвет. Форму и размер предметов.
В настоящее время выпускается достаточно литературы с играми по развитию мелкой моторики. Подробнее хочу остановиться на некоторых из них:
- «прокатывание шаров по лотку»
- «тактильные дощечки»
- «спрячь в ладошке» (дыхательная гимнастика, подготовка к лепке конструированию)
- «прячем шарик» (в гофрированную бумагу, фольгу)
- «нанизывание мелких предметов» (пинцетный зажим)
- «ловкие ручки» (наматывание жгута)
- «бумажные снежки» (сжимание кулачка)
Эти простые игры, на мой взгляд, помогут родителям весело и с пользой провести время с ребенком дома.
Литература.
1. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры для малышей»
2. О. И. Крупенчук «Массаж ладоней и пальцев рук»0-2 лет
3. О. И. Крупенчук «Упражнение на развитие мелкой моторики от 2-х лет»
4. О. И. Крупенчук «Упражнение на развитие мелкой моторики от 3-х лет»
5. О. И. Крупенчук «Упражнение на развитие мелкой моторики от 4-х лет»
6. О. И. Крупенчук «Массаж ладоней природными материалами»
7. А. А. Катаева, Е. А. Стребенёва «Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики»
8. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук»
9. «Педагогика в ДОУ» №4, 2006г.
10. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
11. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
12. М. Д. Маханева «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
13. Е. Н. Панова «Дидактические игры»