Виктория Александровна Полина
Творческий отчет на тему: «Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребенок не переживает борьбу добра и зла,
если вместо радостных огоньков восхищения
у него в глазах пренебрежение – это значит,
что-то в детской душе надломлено,
и много сил надо приложить,
чтобы выпрямить детскую душу».
В. А. Сухомлинский.
Детство современных детей не назовешь безоблачным. Часто роди-тели, занятые добыванием хлеба насущного, не могут дать им достаточ-но внимания и тепла. В результате чего, с моей точки зрения, ребятиш-ки все реже удивляются и восхищаются, а их интересы сужаются до компьютеров, игровых приставок, игрушек – монстров. Но ведь у каж-дого ребенка должно быть детство – время, наполненное яркими впе-чатлениями, весельем, радостью познания нового.
Публикация «Творческий отчет на тему: „Развитие творческого саморазвития детей посредством знакомства их с миром театра“» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В решении этих задач особая роль принадлежит театру. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла.
В настоящее время накоплен большой теоретический и практиче-ский опыт организации театрально-игровой деятельности в детском са-ду. Психолого-педагогическая и методическая литература включает в себя вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности. Они широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов Н. Карпинской, Л. Фурминой, Л. Бокаревой, И. Реутской, Т. Шишовой.
Я решила углубить работу по разделу «театрализованная деятель-ность», т. к. она таит в себе огромные возможности коррекции личност-ного развития для предупреждения и преодоления у ребенка неуверен-ности в себе и в своих возможностях, тревожности, страхов.
Театральное творчество является коллективным творчеством, оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммутативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти. Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации, к экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.
В работе над театрализованной деятельностью, я выделила сле-дующие задачи:
* создать условия для развития творческой активности детей в теат-рализованной деятельности;
* приобщить детей к театральной культуре;
* обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
* создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Цель занятий – всесторонние развитие личности ребенка.
Основные направления – развитие певческих, двигательных навы-ков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и на-выков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ре-бенка. Театрализация включает в себя все виды музыкальной деятель-ности детей : песенной, танцевальной, игровой, импровизация на дет-ских музыкальных инструментах, драматизацию.
Для организации работы по театрализованной деятельности я вы-брала парциальную программу Т. Н. Дорониной «Из детства – в отроче-ство».
Наиболее приемлемой формой организации театрализованной дея-тельности считаю занятия, обучение на которых носит воспитывающий и развивающий характер. Я составила круговую схему типов занятий по театрализованной деятельности.
В своей работе я использую все типы занятий. Типовое позволяет развивать элементарные знания детей о театральном искусстве, проиг-рывание этюдов, выполнение ритмопластических упражнений под му-зыку, артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. На до-минантных занятиях, где доминирует один из видов музыкальной дея-тельности, я намеренно нацеливаю детей на творчество. На доминант-ных по пению – песенное творчество, по музыкально-ритмическим движениям – на танцевальное и игровое. И, конечно, на всех занятиях присутствует импровизация на детских музыкальных инструментах. Она дает детям представления и способы звукоизвлечения. Я нередко предлагаю импровизировать простые мелодии индивидуально и в ан-самбле, что совершенствует умение воспроизводить различные ритмы.
В тематические занятия по театрализованной деятельности я вклю-чаю все виды музыкальной деятельности и объединяю одной темой. Та-кие занятия как комплексные, тематические и интегрированные, я про-вожу один раз в квартал. Они проходят в тесном сотрудничестве с вос-питателем и специалистами ДОУ.
На классических занятиях музыкальной деятельностью театральное творчество носит фрагментарный характер. Например, выполняя арти-куляционное упражнение «конфета», предлагаю детям показать вкус конфеты при помощи мимики лица, или, поговорив о любимом, знако-мом произведении, превратиться в задуманных детьми персонажей и передать настроение и содержание музыки в движении, используя ми-мику, жесты.
Игра-драматизация наиболее любимый вид деятельности детей. Она готовит детей к разыгрыванию спектаклей, развивает память и фантазию, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей.
В содержание игр-драматизаций входит тот образ, то настроение, которое необходимо будет передать в спектакле. Специально подобран-ные игры-драматизации помогают мне развивать память и фантазию детей, закреплять выразительность жестов, эмоций.
Театрализованные занятия отличаются так же и пол количеству де-тей. Наиболее удобными считаю фронтальные, подгрупповые и инди-видуальные.
Я разработала перспективный план по театрализованной деятельности, в содержание которого включила перечень задач, носящих развивающий, обучающий и воспитывающий характер, используемый репертуар: игры, задания, упражнения, этюды; оборудование, праздники и развлечения.
Особое место в своей работе я отвожу выбору репертуара. неожи-данность, сюрпризность делают занятия интересными, не похожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и само-стоятельно выходить из них. Учат общаться, сопереживать, сочувство-вать. Они развивают и активизируют детей.
На занятиях использую упражнения:
для развития внимания («Поймай хлопок», «Повтори не оши-бись», «Четыре стихии» и т. п.,
на развитие памяти («Повтори ритм», «Запомни движение», «В магазине зеркал»,
этюды на расслабление мышц («штанга», «сосулька», «взрыв», «насос и мяч», а так же различные этюды на выразительность жеста.
Дети на занятиях театрализованной деятельности тренируют мими-ку, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, вооб-ражение.
Большое место на занятиях я отвожу упражнениям на общение и веление диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают основы кукловождения.
Из этих этюдов и упражнений складывается в дальнейшем тот об-раз, который будет обыгран в театре6серьезная лягушка, сердитый волк, задумчивая березка и т. д.
К сожалению, как специалист по музыкальному воспитанию, я ог-раничена во времени, поэтому и возникла необходимость организации кружка «Балаганчик». Он проводится в форме репетиционного занятия один раз в неделю во второй половине дня. Работа кружка включает в себя все виды театрализованной деятельности и строится по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театра-лизованной деятельности.
Особую значимость для меня представляет возможность участия каждого ребенка какой-либо роли, возможность наиболее полного рас-крытия его потенциала. Для решения этой проблемы я использую сле-дующие приемы:
выбор детьми роли по желанию
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (с изображением персонажа);
проигрывание ролей в парах.
При этом нередко возникает проблема нехватки ролей на всех де-тей. Деление группы на подгруппы по 10-12 детей, позволяет решить эту проблему. С этой же целью использую прием обыгрывания массо-вых сцен, без текста под музыку. Дети при помощи ритмопластики пе-редают картинки явлений природы (деревья, насекомых, птиц, персо-нажей магазина (медведи, лошадки, мячи) и т. д.
Зачастую многие педагоги сталкиваются с другой проблемой - ис-полнение ролей отрицательных персонажей. Индивидуальный подход и наблюдение за конкретными детьми позволяет легко справиться и с этой задачей. Мои воспитанники знают, что отрицательную роль сыг-рать намного сложней и интересней, поэтому изъявляют желание участвовать и в положительных и в отрицательных ролях в равной мере.
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоцио-нально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требу-ет непосредственного участия воспитателей и родителей.
С каждым воспитателем веду предварительную работу, которая фиксируется в журнале по преемственности, консультирую перед заня-тиями по проведению этюдов и игр-драматизаций.
Работа с педагогами ДОУ позволяет увеличить пространство воз-действия театральных игр на других занятиях. Взаимодействие всех специалистов – процесс необходимый и целесообразный. Изменяя тра-диционные подходы к организации театрализованной деятельности, я оказываю помощь, привлекая всех педагогов к активному участию в ра-боте над театрализованными играми, этюдами, упражнениями. напри-мер, любая игра-драматизация, любой этюд может быть использован на речевых занятиях, ритмопластический этюд на занятиях по изодеятель-ности, физкультурном занятии.
Такой подход помогает в решении задач, направленных на форми-рования в детях творческого начала.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и по-требностей детей, для активизации творческого процесса, я продумала оформление предметно-пространственной среды, которая обеспечивает свободу выбора каждого ребенка.
В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра : настольный театр, конусный настольный, нагрудный, пальчико-вый, плоскостной, перчаточно-варежковый, кукольный театр би-ба-бо, театр из воздушных шаров (делается непосредственно перед занятием, поющие игрушки (кистевые, теневой театр, шапочки для драматизаций.
Я периодически пополняю театр новыми игрушками. Многие иг-рушки дети изготавливают на занятиях по изодеятельности.
В группах оформлены уголки, где в зоне самостоятельной деятель-ности размещено оборудование и материал, отвечающий потребностям и интересам детей в творческой деятельности.
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятель-ности уделяю взаимодействию с семьей. Необходимо, чтобы и в семье интерес ребенка к театрализованной деятельности не исчез. Активиза-ция интересов ребенка способствует присутствию их родителей на дет-ских спектаклях. Обсуждение с ребенком и его мамой роли, которую ему предстоит сыграть в спектакле делают всех равноправными участ-никами. Я привлекаю родителей к активному участию в вечерах с раз-личной тематикой. В качестве исполнителей ролей родители смогли выступить на дне открытых дверей, посвященному правилам дорожного движения «За безопасность всей семьи».
Дети второй младшей группы с восторгом наблюдали за событиями на ширме, но какова была их радость, когда на поклон с куклами вышли мамы. В старшей группе дети и родители были равноправными участниками действа. Они обыгрывали сценки по ролям, участвовали в играх-драматизациях, этюдах.
Я активно сотрудничаю с родителями в изготовлении декораций, костюмов, инструментов, игрушек. Мною оформлен уголок «Домисолька», в котором я размещаю различную информацию – рекомендации для родителей. Она носит как музыкальную, так и театрально-творческую тематику. Анкетирование родителей позволяет выявить отношение к творческой жизни ребенка в семье, определять пути совершенствования навыков, узнать их оценку роли ребенка в спектакле. Тем самым я хочу отметить, что только в тесном сотрудничестве с родителями можно достичь желаемого результата. Проведенная мною работа подтвердила целесообразность выбранного направления. Результаты диагностики театрализованной деятельности показали, что на констатирующем этапе уровень усваеваемости критериев всей группы 1,4; на формирующем 1,7; на контрольном 2,2%.
В начале года на констатирующем этапе выявлено 74 % детей низкого уровня, 25% детей среднего уровня. На контрольном этапе 32% детей низкого уровня, 45% детей среднего уровня, 23% детей высокого уровня.
Дети освоили невербальные средства общения, они владеют огромным запасом выразительных средств, мимикой и жестов, активно применяют при исполнительстве песен и танцев.
Свободно передают разное эмоциональное состояние в музыке при помощи выразительных движений. Принимают активное участие в играх-драматизациях, импровизируют, сочиняя мелодии и собственный текст, на музыкальных инструментах.
Воспитанники стали более уверенными в себе, они научились выражать свои чувства и понимать чувства других. Научились преодолевать робость и сопереживать. У детей присутствует устойчивый интерес к театру и ко всем видам исполнительства. Дети из пассивных зрителей перевоплощались в активных участников любого праздника. Каждый праздник отмечается яркостью и зрелищностью. В перспективный план я включила все виды развлечений и праздников. При этом помню, что необходимо исключить присутствие при подготовке муштры. Любая роль ребенка желаема, а атмосфера радостна и разнообразна. Все, что задумано в празднике, обращено к ребенку. Наше учреждение может похвастаться обилием праздников с разнообразной тематикой, где определяются традиции семьи. На тематическом родительском собрании «Каждый ребенок имеет право», дети и родители импровизировали, ласково пропевая свои имена. Фольклорно-обрядовые праздники организую в различных вариантах проведения. Праздники «Святки» и «Масленица» стали традиционными. Ребята каждый раз испытывают неподдельный восторг, принимая участие в неожиданных играх. Ежегодно совершаем экскурсии с мини-концертами в центр села, исполняем потешки, обрядовые песни, обыгрываем сценки, за что маленьких исполнителей угощают сладостями. На сезонных праздниках «Праздник Осени», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» дети проявляют себя в различных ролях не только на своих утренниках, но и на утренниках других групп.
На Новогоднем утреннике младшей группы, дети старшей группы сыграли роли Снегурочки, петушков, лисички, снежного колобка. Сюжетная линия праздника активизирует всех детей, повышает их интерес и способствует созданию особой эмоциональной атмосферы. Участие детей в праздниках на ровне со взрослыми делает их равноправными партнерами. Так, например, на празднике, посвященному дню смеха, ребята самостоятельно придумали веселые костюмы и грим для образов клоунов, а мы, взрослые, лишь направляли детей к творчеству. Дети выдумывали смешные стихи, песенки, пляски. Выбирали инструменты из обычных бытовых предметов (железные ложки, крышки, бумага, орехи) и импровизировали под веселую музыку. Это вызывало бурю положительных эмоций, как у детей, так и у взрослых.
Отрадно, что увидев наших воспитанников в ролях, нас нередко приглашают на различные мероприятия в школу. Выступление детей на школьном празднике последнего звонка, их артистичность и раскованность, запомнилось многим.
Маленькие артисты нередкие гости и на праздниках села, и праздниках, посвященных Великой Отечественной Войне. Активное участие ребятишек на больших и маленьких сценах стало привычным, они не чувствуют ни скованности, ни страха, и испытывают лишь гордость за свои достижения.
Ребята и взрослые горды результатами: II место в конкурсе «В гостях у сказки». Юная воспитанница нашего детского сада покорила жюри игрой «на публику» и самостоятельностью образа и вошла в финал конкурса «Мисс Золушка 2010». А каждый праздник, досуг, развлечение – это настоящее зрелище, посмотрев которое, хотеться увидеть вновь. Вышедшие из детского сада дети, в прошлом мои воспитанники, продолжают посещать драматические кружки в домах творчества и в сельском Доме культуры. Не редко посещают со спектаклями и наш детский сад.
В течении трех лет работы над данной темой, я пришла к выводу, что необходимо продолжить начатую работу над развитием театрализованной деятельности. Ведь впереди много неизведанного и интересного.
Я хочу, чтобы слово «театр» осталось в памяти детей, как великое таинство и великий костер эмоций. Пусть первые представления детей будут самыми простыми, но они откроют дверь в мир волшебства.