Маргарита Прыткова
Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков»
(воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Прыткова М. Н.)
Одним из направлений в работе с детьми с девиантным поведением является использование сказок, которые помогут детям сформировать такие понятия, как "добро" и "зло", раскрыть их творческий потенциал, научить правильно оценивать свои и чужие поступки.
Публикация «Творческая мастерская „Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков“» размещена в разделах
Рассказывание сказок – самый детский и самый древний метод воспитания детей. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
В своей работе я использую сказки, как средство коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей.
Детям читается или рассказывается сказка, затем сказку рисуем, используя цветные карандаши, краски и пластилин, обсуждаем поведение героев, с точки зрения «хорошо-плохо». А также можно проигрываем эпизоды сказки, изменяя сюжет.
Так, например, для профилактики :
- уходов из дома и бродяжничества, проводится работа со сказками : «Лягушка-путешественница», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Колобок», «Цветик-семицветик» и др.
- агрессивного поведения : «Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Сивка-Бурка» и др.
- корыстного поведения : «Морозко», «Госпожа Метелица», «Хаврошечка», «Кот, лиса и петух» «Буратино», «Горшочек каши» и др.
- аутоагрессивное поведение : «Цревна-лягушка», «Спящая красавица», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.
-отклоняющегося поведения в обществе, конфликтов:
«12 месяцев», «Волшебное слово», «Вовка - добрая душа», «Урок дружбы», «Настоящий друг» и др.
Тематик сказок существует бесчисленное множество и можно для каждой ситуации подобрать свою сказку.
И сейчас я предлагаю вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир сказок.
Задачи:
1. Стимулировать развитие творческих способностей.
2. Формировать самостоятельность в решении трудных жизненных ситуаций.
3. Анализировать ситуацию, видеть причинно-следственную связь между поступком и результатом.
Материал: карточки с изображением сказочных героев (бейджики, конверты, куклы Бибабо, ширма, заготовки шапочек и конусов для театрализации, фломастеры, скотч, степлер, карандаши, ширма, элементы костюмов.
Ход творческой мастерской:
На столе лежат карточки с изображением сказочных героев (Емеля, Золушка, Лягушка-путешественница).
Каждый участник игры выберет себе того героя, который ему нравится по какой-либо причине.
У нас получилось три группы. Группа «Емели», группа «Золушка» и группа «Лягушка-путешественница».
Посоветовавшись в группе, скажите, пожалуйста, почему выбрали именно этого героя (ответы представителей групп).
Далее участникам предлагается сказка «Колобок». Необходимо придумать свой сюжет этой сказки, обязательное условие: конец сказки должен быть счастливым, благополучным.
Итак, у меня три конверта, представитель каждой команды выберет себе задание: куклы Бибабо; настольный театр; использование масок и шапочек.
Для каждой группы организован творческий уголок. Так, для первой группы: куклы БИБАБО и ширма, для второй – стол, на котором находятся атрибуты для изготовления масок, для третьей – стол, на котором находятся атрибуты для изготовления настольного театра (например, конусного).
Время на обсуждение и выполнение работы 10 минут.
(звучит негромко спокойная музыка, по окончании работы каждая группа рассказывает и показывает свою сказку).
Обсуждение:
1. Как вы думаете, почему выбрана сказка «Колобок»?
2. Какие сложности возникли при создании нового сюжета?
3. Как изменилось поведение Колобка в новом сюжете?
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»