Татьяна Просвирнова
Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, педагоги сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?
Ребенок с действительно повышенной активностью может поставить в тупик любого взрослого, особенно если отклонение от нормы не осознается родителями. Давайте рассмотрим природу этих поведенческих отклонений возможные методы обращения с гиперактивными детьми. Повышенная активность (именуемая также гиперкинезией, минимальной мозговой дисфункцией, сверхвозбудимостью и еще по меньшей мере тридцатью другими терминами) выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении. Характерными признаками гиперактивности являются также рассеянность, или точнее, неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность. Эти дети абсолютно не способны сидеть спокойно, они просто не могут совладать с теми силами, которые влияют на них изнутри. Возникновение гиперактивности часто бывает связано с поражением центральной нервной системы, хотя бывают случаи, что она проявляется в результате эмоционального стресса или переутомления.
Публикация «Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения» размещена в разделах
Существует достаточно распространенное и авторитарное мнение, согласно которому все дети, рожденные обычным способом, то есть не с помощью кесарева сечения, в процессе родов получают некую мозговую травму разной степени тяжести. Некоторые гиперактивные дети перенесли в легкой форме не диагностированную мозговую травму, которая вначале никак не давала о себе знать, и лишь впоследствии проявилась в такой форме, как супервозбудимость, в связи с нарастанием нагрузок на нервную систему по мере роста и развития ребенка. (Н. Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания». – Москва, 2000).
Медицине предстоит еще серьезная работа по выявлению причин и следствий этого заболевания.
Когда взрослые люди испытывают сильный стресс, это внутреннее напряжение, как правило, находит внешнее выражение в усиленной физической активности. Тренер баскетбольной команды мечется по краю поля, переживая за своих игроков. Есть люди, которые, волнуясь, грызут ногти или медленно двигают из стороны в сторону нижней челюстью. Но если так обстоит дело со взрослыми, то что говорить о детях! Ребенку не достаточно постукивать костяшками пальцев по столу, если он волнуется; он пытается вскарабкаться по занавескам или ходить по потолку. (Джеймс Допсон «Непослушный ребенок» - С-Петербург, 1997).
Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются, как правило, с тремя основными трудностями. Во-первых, это проблемы чисто психологического характера, эмоциональная реакция гиперактивного ребенка часто непредсказуема с неожиданными и немотивированными переходами от смеха к слезам, и это кажется его сверстникам странным и ненормальным. Гиперактивный ребенок легко может заработать комплекс неполноценности и нервное расстройство, проистекающие из негативного отношения к нему взрослых и детей, если вовремя не вмешается психолог. Во-вторых, гиперактивному ребенку часто плохо и тяжело дается учеба. Для него трудно, если не возможно, усидеть на месте в течение всего занятия и сосредоточиться на предмете. Он сплошь и рядом вообще не может ответить, о чем шла речь на уроке.
Учителя постоянно жалуются на его отсутствие, на уроке. Есть еще одно обстоятельство, затрудняющее для гиперактивных детей процесс обучения, - это проблема зрительного восприятия. Такой ребенок может иметь абсолютно нормальное зрение, но мозг оказывается неспособным обрабатывать соответствующие сигналы. У такого ребенка может быть искаженное «видение» букв и цифр, и, естественно, ему очень трудно наравне с другими детьми научиться читать и писать. Чтение – это крайне сложный процесс, непосредственно связанный с нервной системой человека. Уметь читать – значит уметь правильно распознавать символы, а затем с помощью специального механизма передавать их в мозг, где они подвергаются анализу, интерпретации, запоминанию, а затем трансформируются в речь. Любой обрыв в этой цепи отрицательно скажется на конечном результате.
Многие гиперактивные дети попросту не владеют своим нервным аппаратом в той степени, которая необходима для правильного развития этих навыков, и поэтому обречены на постоянные неудачи и отставание в начальных классах школы, но сами дети порой не знают, что с ними происходит. Существуют десятки лекарств, доказавших эффективность при лечении гиперактивных детей. Но поскольку организм ребенка уникален, необходимо, чтобы врач правильно подобрал медикаменты и дозировку. Совместно с невропатологом обязательно должны работать родитель, психолог, педагог.
В любом образовательном учреждении должны создаваться психологические службы, целью которых является:
1. Выявление проблем у детей на раннем этапе развития.
2. Оказание помощи в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии ребенка.
Диагностика по выявлению гиперактивности у детей проходит в три этапа:
1. Педагоги, работающие в средних, старших и подготовительных группах, заполняют протоколы экспресс-диагностики эмоциональной и коммуникативной сферы детей посредством наблюдения.
2. Психолог подсчитывает в процентном отношении данные экспресс-диагностики. Данная диагностика позволяет увидеть гиперактивных детей.
3. Психолог проводит углубленную диагностику гиперактивных детей, которая позволяет дать точную оценку эмоциональному состоянию ребенка, используя следующие методики: «Кактус» М. Панфиловой, «Цветовой тест» Э. Т. Дорофеевой. Данная группа детей проходит обследование у врача невропатолога.
Учитывая заключения, рекомендации невропатолога составляется комплекс коррекционно-развивающих занятий. Психолог проводит комплекс занятий коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми по методикам Н. Л. Кряжевой, Ю. С. Шевченко, Л. М. Шипищиной. Целью, которых является: снять напряжение, развивать в ребенке усидчивость, внимание, восприятие, ловкость и правильную координацию движений. Помочь ребенку преодолеть двигательный автоматизм. Продолжительность каждого блока с занятиями 25 - 30 минут. 1 раз в неделю. Все блоки включают в себя: релаксационные упражнения, тренировку выдержки, тренировку усидчивости, подвижные игры и упражнения на восприятие, внимание, ловкости, координацию движения.
С родителями работа ведется только индивидуально, т. к. только лично родители могут многое рассказать о своем ребенке. Педагоги, родители и психолог должны быть последовательны и постоянны в действиях по отношению к ребенку. С гиперактивными детьми нельзя допускать вседозволенности: детям, должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Стараться всегда говорить медленно и спокойно. Избегать непрерывных одергиваний и запретов: «прекрати, нельзя, не смей, уйди». Давать ему ответственное поручение, естественно, чтобы оно было в пределах возможности ребенка. Не забывать поощрять и признавать его старания (даже если у него не все идеально получается). И, нужно, конечно же, помнить, что у гиперактивных детей особое устройство нервной системы, которая поддается управлению и контролю. Совершенно очевидно, что только медикаментозное лечение не решит всех проблем гиперактивности, оно только поможет нормализовать моторную активность ребенка. Все пойдет на пользу для ребенка, если все взрослые будут согласованно сотрудничать.