Жанылсын Сейлова
План проведения творческой декады
▼ Скачать + Заказать документы
Окно в природу
Пояснительная записка
План проведения творческой декады составлен с учетом годовой задачи «Экологическое воспитание дошкольников с использованием проектного метода»
Каждый день посвящен творческой тематике. Мероприятия подобраны в соответствии с возрастом детей, охвачены основные виды детской деятельности и рассчитаны на полный день посещения ребенком детского сада.
Публикация «План проведения творческой декады» размещена в разделах
Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Экологические знания – это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса развития экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом – соответствующее отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание дошкольников методом проекта направлено на формирование основ экологической культуры детей. Одной из интересных и перспективных форм работы по формированию гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним является неделя экологических открытий.
Цель:
• Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей;
• Пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру;
• Развивать положительные чувства ребенка к природе.
Задачи:
• Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных для детей дошкольного возраста;
• Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
• Приобщать детей к наблюдению за природными явлениями и объектами, развивать познавательную активность.
• Учить правильному поведению в природе
Понедельник
У природы нет плохой погоды
Беседа: «Что такое природа?», «Что такое погода?», «Что такое ветер?», «Для чего нужен термометр», «Интересная наука – метеорология», «Осадки, какие они», «Природные явления и объекты» Чтение худ. лит. : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное», «Спор облачка, дождика и грозы», "Беседы о природных явлениях и объектах" Т. А. Шорыгина. Составление рассказов: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень, «Я люблю такую погоду…» Рассматривание иллюстраций и картин: "Природа в картинах художников в разные времена года". Просмотр презентаций: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики». Час творчества: Рисование «На что похоже облако?», «А за окном то дождь, то снег…», Аппликация методом тонирования «Дождливый день», «Красно солнышко».Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнцем, ветром, за небом и дождем, за изменениями в лужах, туманом, заморозком).Поисково-экпериментальная деятельность: "Изучаем свойства воды", «Круговорот воды в природе», «Дружба песка и воды», "Игры с веерами и султанчиками» Музыкальная гостиная: прослушивание А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский "Времена года", "Звуки природы", «Метель» Г. Свиридова Трудовая деятельность: Полив комнатных растений, Дид/ игры: «Стань другом природы», «Времена года», «Живая и неживая пирода», "Раз, два, три - этот лист бери!", «Какой ветер?». П/И: «Солнышко и дождик», «Найди свою пару». С/Р/И: «Кругосветное путешествие», «Метеорологи»
Вторник
Знакомьтесь Красная книга
Беседа: «Что такое Красная книга», «Природе нужна твоя помощь», «Природа в опасности», «О животных, которые живут в лесах, степях, водоемах Казахстана», «Красная книга-сигнал опасности». Чтение худ. лит. : М. Пришвин «Еж», И. Соколов-Микитов «Белки», «На лесной дороге», «В берлоге», В. Бианки «Купание медвежат» Г. Снегирев «След оленя», Русские народные сказки: «Хвосты», «У страха глаза велики», М. И. Молюков «Зубр» (отрывок, К. Д. Ушинский «Жалобы зайки», А. А. Плешаков «Сборник сказок о животных». Просмотр презентаций: «Животные из Красной книги», «Среда обитания», «Как люди спасают редких животных», «Красная книга, Красная!» Час творчества: Рисование: «Мое любимое дикое животное». «Животные, которые живут в зоопарке». Раскрашивание: «Дикие животные», трафареты, шаблоны. Конструирование: «Зоопарк», «Детский сад для зверят» Лепка: «Каких животных я видел в зоопарке», лепка по произведениям «Хвосты», «Купание медвежат» Аппликация: «Пушистые картинки» (звери, «На лесной опушке», «Зимовье зверей». Трудовая деятельность: Покормить рыбок в аквариуме. Дид/ игры: «Кто где живет», «Кто кем был», «Назови детенышей», «Дети потерялись, кто живет в лесу», «Хорошо-плохо» и др. П/И: «Мы кроты», «Хитрая лиса», «У медведя в бору», «Летает,
плавает, бегает», «Воздух, земля, вода», «Пчелка и медведи», «На пенечке я сижу», «На лесной опушке собрались зверюшки», «Что я за зверь?», «Мы инспекторы» (какие правила поведения в природе необходимо соблюдать, чтобы сохранить природные богатства); С/Р/И: «Семья», «Зоопарк», «Теремок», «Приемная Доктора Айболита».
Создание Красной книги из рисунков детей, рядом информация о животном, которое он нарисовал;
Среда
Растения – легкие Земли
Беседа: «Мир растений», «Как растет растение», «Растения –легкие земли», «Где любят жить растения», «Зеленая аптека», «Как растет растение», «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?» Обобщающая беседа с элементами труда «Как узнать растение». Чтение худ. лит. : «Зеленая страна» Е. Серова. «Липкины дары» «Мудрость дерева», «Жизнь дерева» А. Лопатина, Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», А. А. Плешаков «Зеленые страницы», Т. А. Шорыгина «Маленькие путешественницы». Просмотр презентаций: «Мир растений», «Путешествие в царство комнатных растений». Час творчества: Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «». Лепка «Листик», Конструирование «Хризантема», «Тюльпан» Аппликация «Одуванчик», «Этапы роста растения. Яблоня». «Белая берёза». Поисковая и экпериментальная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде», «Где лучше расти?», «В погоне за светом», «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары». Трудовая деятельность: Обучение детей уходу за растениями (полив, рыхление, мытье растений). Дид/ игры: «Назовите растение», «Чудесный мешочек», «Где что зреет?», «Зеленый мир», «Узнаю деревце», «Сравни», «Лото. Растения», «Кто чем славится». П/И: «Найди свое дерево», «Лесные пятнашки», «От дерева до дерева». С/Р/И: «Садовники», «Помощники в лесу».
Четверг
Весна в жизни животных
Беседа: «Как узнают животные о приходе весны?», «Откуда на кусте заячья шерсть?», «Весной появляются у зверей детеныши», «Как умываются животные?», «Умеешь ли ты обращаться с животными?». Чтение худ. лит. : «Непослушные малыши»Н. Сладкова, Э. Шим. «Заяц и Крот», «Кто на кого похож?», «Сорока и медвежонок» Г. Ладонщиков «Медведь», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», башкирская народная сказка «Волк и коза», В. В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей». Составление рассказов: «В зоомагазине», «Как люди помогают лесным обитателям» Рассматривание иллюстраций и картин: Лошадь с жеребенком. И. Ефимов, Тигр персидский. Лисицы. В. Ватагин, Детство бегемота. В. Ватагин, Пантера и детеныши. В. Белышев, Весна. И. Левитан. Просмотр презентаций: «В ожидании весны», «Путешествие в весенний лес» Час творчества: Лепка «Зайчики на полянке», «Два жадных медвежонка», Аппликация «Заюшка», «изображение животных (аппликация нитками, рисунок жесткой кистью, отпечаток губкой с помощью трафарета). Показ настольного театра «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок» Дид/ игры: "Угадай по описанию", "Кто, что ест?", "Кто, где живет?", "Назови детеныша", "Скажи ласково", "Дикое или домашнее", "Определи, кто это", "Какую пользу приношу?", "Посели в домик", «Кто как передвигается». П/И: «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Бездомный заяц», «Заинька,выйди в сад», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Дети и волк», «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь». С/Р/И: «Семья», «Зоопарк», «Теремок», «Приемная Доктора Айболита».
Оформление библиотеки книжек – малышек «Сказки о животных»
Составление "Правила поведения на природе"
Пятница
Путешествие с капелькой
Беседа: «Где живут капли воды в детском саду», «Вода друг или враг», «О значении воды в жизни всего живого», «Какой бывает вода» Чтение худ. лит. : Ы. Алтынсарин «Чистый родник», А. С. Пушкин «О море» Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Жила-была Река», «История одного пруда», В. Белов «Родничок», Г. - Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», К. Чуковский «Мойдодыр», сказки С. Прокофьева «Про серую тучку» Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды. Просмотр презентаций: «Круговорот воды в природе», «Загрязнение воды», «Кому нужна вода», «Засуха» и мультфильма «Капитошка» Час творчества: Конструирование: «Белая кувшинка». Рисование «Круговорот, как я его понимаю», «Жизнь на воде и под водой». Поисковая и экпериментальная деятельность: Рассматривание капелек воды через лупу, «измерить глубину лужи в разных местах», «тонут или плывут, плывут или застревают?» (камешки, веточки, палочки, бумажные лодочки и т. д., «Что мы знаем о воде?» Создание коллекций «фильтров» (Как и чем чистить воду). Принести с прогулки снег и сосульку «Что быстрее растает?». Измерить условной меркой количество воды от растаяшего снега в ведре и в бутылке, «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды». Музыкальная гостиная: «Звуки воды в природе» Дид/ игры: «Какой ручей», «Что бывает широким и узким», «Хорошо-плохо», «Круговорот воды», «Подскажи словечко», «Круги на воде» П/И: «Ручейки у озера», «Перепрыгни через ручеёк», «Волны», «Караси и щука», «Мельница», «Капли, ручейки, реки, моря» С/Р/И: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы»
Понедельник
День птиц
Беседа: «Зачем птицы поют?»,«Охрана птиц», «О пользе птиц в природе», «Что ты знаешь о птицах?», «Какие птицы прилетают к птичьей столовой?», «Синичка невеличка», «Перелетные птицы», «Чем питаются перелетные птицы?», «Кто в скворечнике живет?». Чтение худ. лит. : Н. Сладков. «Птицы весну принесли», «Соловей»; Э. Шим «Черный клюв и белый клюв», «Коростель и грач», «Сорока и медвежонок»; В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; А. Тумбасов «Гнездышко», Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник». Составление рассказов: составление описательных и сравнительных рассказов о зимующих и перелетных птицах; об отличительных особенностях птиц, об их повадках; Сочинение сказок, историй о птицах. Рассматривание иллюстраций и картин: «Грачи прилетели» Просмотр презентаций и мульфильмов: по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» Час творчества: Конструирование: сделать птиц из бумаги. Рисование:«Птицы на кормушке», «Грачи прилетели», «Голуби», «Подкидыш», Аппликация: «Синичка-невеличка», «Птицы на ветках», «Скворечник», «Удивительные птицы», «Сказочная птица», «Совушка»; Лепка: «Воробьи», «Птичьи гнезда», «Птенцы», «Скворцы прилетели», «Ласточки на ветке» Пальчиковые игры: «На березку птичка села…», «10 птичек – стайка», «Прилетайте птички», «Птичья зарядка» Поисковая и экпериментальная деятельность: исследование пера голубя, рассматривание птичьих следов, наблюдение за птицами. Музыкальная гостиная: «Голоса птиц весеннего леса». Трудовая деятельность: Дети развешивают на ветках кустарников лоскутки, кусочки ваты в помощь птицам для постройки гнёзд. Дид/ игры: «Назови птиц ласково», «Скажи одним словом», «Кого выводят эти птицы?», «Один много», «Кто как говорит», «Летает, плавает, бежит», «Чей клюв?»,«Узнай по следу» (ИКТ) Интерактивная игра «Зимующие и перелетные птицы» П/И: «Перелёт птиц». «Филин и пташки», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» С/Р/И: «В зоопарке», «Птичья семья», «Ветеринар», «Мы – защитники птиц». Создать коллаж «Перелетные птицы». Акция «Птицы – наши соседи на земле» постройка скворечников
Вторник
Разведчики природы
Беседа: «Подземное царство», "Что мы знаем о природных ископаемых", «Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. д.) , глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка, нефть (бензин, для изготовления лакокрасочных изделий, мыло и т. д., «Откуда берутся камни?», «Удивительное- под ногами», «Камни и минералы», «Что мы знаем о камнях», «Какую пользу приносят камни?», «Почему у газовой плиты огоньки», «Что такое подземные богатства», «Как человек использует полезные ископаемые» «Откуда берётся бензин?» «Как появляются горы?» Чтение худ. лит. : В. Танасийчук «Нефть в море», Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами», «Песок» С. Маршак, «Весёлые стихи про пустыню Сахару» В. Безладнов. «Мы на море отдыхали» Е. Шамрова, П. Бажов «Хозяйка медной горы», М. Ильин, Е. Сегал «Чудесная кладовая» Рассматривание иллюстраций: «Природные ископаемые родного края» Просмотр презентаций и мультфильмов «В гостях у гномов», «Путешествие с Хрюшей. Полезные ископаемые», «Шишкина школа. Природоведение. Полезные ископаемые», «Про полезные ископаемые»(документальные фильмы для детей, о происхождении полезных ископаемых). Час творчества: Рисование «Голубая змейка», «Хозяйка Медной горы» Лепка из соленого теста «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий Пластилинография «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», коллективная работа «Гора самоцветов» (обрывная аппликация+декорирование камнями). Поисковая и экпериментальная деятельность: "Сравнение песка, глины и камней", "Тонет-не тонет?", «Камни бывают разные». Музыкальная гостиная: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов», Л. Шварц из фильма- сказки «Каменный цветок» Дид/ игры: «Полезные ископаемые», «Что из чего сделано?» «Угадай и назови», «Отыщи такой же камень», «Кому что нужно для работы», «Самоцветы ящерки», «Закончи ряд», «Собери узор» П/И: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». С/Р/И: «В гостях у гномов», «Нефтянники», «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин», «Геологи». Выставка изделий из камня и глины (сувениры, украшения, игрушки).
Среда
Зеленая служба Айболита
Беседа: «Фитотерапия в нашей жизни», «Значимость лекарственных растений в жизни человека», «Лесная аптека на службе человека», о пользе ромашки, «Как правильно собирать лекарственные растения. Сроки сбора», «Когда мы болеем, чем можно лечиться?» Чтение худ. лит. : А. Онегов «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов», А. Плешаков «Зелёные страницы», А. Стрижев «Огород на опушке» (чтение отрывков из рассказа); Рассматривание иллюстраций и картин: сюжетных картинок по теме Просмотр презентаций: «Растения лечат». Час творчества: Раскрашивание лекарственных трав «Правильно раскрась и запомни» Рисование «Одуванчик», «Чудо-доктор подорожник», Пластилинография «Ромашка», Лепка «Луговые цветы», Конструирование «Строим цветник из кубиков», Коллективная аппликация «На поляне цветов». Поисковая и экпериментальная деятельность: - На территории детского сада ищем полезные растения. Наблюдаем как растет подорожник. Изучение строения растения. Определим, одинаков ли стебель у разных растений. Погладим стебли растений, листья. Определим, какие они: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? Есть ли запах у растений? Музыкальная гостиная: Ю. Антонов «Не рвите цветы», В. Моцарт «Цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики». Трудовая деятельность: Уборка территории участка от мусора.
Кроссворд «Растительная аптека» Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным цветком?» Д/И: «От какого растения часть», «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Вершки-корешки», «Узнай по описанию», «Опиши-мы угадаем», «Четвёртый лишний». П/И: «К названному растению беги», «Третий лишний», «Дуб», «В лес идём мы за малиной», «Меткий стрелок», «Цветы и ветерок». С/Р/И: «Зеленая лечебница», «Травники». Выставка рисунков с описательными рассказами совместно с родителями «Наши зеленые друзья»
Четверг
День Земли
Беседа: «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь». «Как появилась жизнь на Земле?», «Как вы помогаете планете Земля?», «О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы», «Строение земли», «Хорошо там, где не мусорят» Чтение худ. лит. : Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька», М. Пришвин «Разговор деревьев», Я. Драгунский «Земля», «Дом Земли» Ю. Демянская, «Общий дом» В. Орлова. Составление рассказов: «Труд людей весной», «Путешествие лягушонка (синички, червячка)», «Береги природу» Рассматривание иллюстраций и картин: «Враг природе - это мусор!», «Мы дети планеты Земля», Рассматривание альбомов «Животные разных стран», «Атлас земли» Просмотр презентаций: «Планета Земля в опасности». Час творчества: Рисование на тему «Расцвели красивые цветы», «Весенний лес», «Ветка с листочками», «Лети, ракета, к звездам». «Земля из космоса», «Планета Земля- глазами детей», Лепка «Забавные животные», Аппликация (коллективная) «Красивый букет», «Эмблема к Дню Земли», «Яркое солнце светит» Изготовление экологических знаков «Не сори!», «Соблюдай чистоту!» Коллективное рисование на тему «Земля – живая планета». Поисковая и экпериментальная деятельность: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования. «Почему не тонут корабли» Музыкальная гостиная: «Звуки природы», «Звуки леса». Зеленый патруль: Приведение в порядок клумб, посев семян цветочных культур в рассадные ящики, «Чистый дворик» Дид/ игры: «Собери картинку», «Экологический светофор», Как вы помогаете планете Земля? (Игра «Хорошо – плохо», «Засели планету», «Перепутанница» П/И: «Заря-заряница», «Заплетись, плетень», «Движение земли» С/Р/И: «Космонавты», «Моряки», «Лесная школа», «В поход», «Путешествие по земному шару» Викторина «Наш дом-Земля» Выставка рисунков и поделок детей и родителей на тему «Мы – друзья природы!».