серёгина оксана
Трудности в адаптации младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудности в адаптации младших школьников.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь.
Публикация «Трудности в адаптации младших школьников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сразу. Это становление происходит на всём протяжении обучения в начальной школе, а сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника, сложное и противоречивое, будет характеризовать весь этот период. Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для деленквентного поведения.
Робость, боязнь отвечать на уроках, чрезмерная тревожность, драчливость, замкнутость, плаксивость – всем хорошо известны эти проявления психологического неблагополучия детей младшего школьного возраста.
Объективные предпосылки возникновения трудностей у младших школьников.
С приходом в школу ребёнок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими. Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности в школьном возрасте. Создавая определённые объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребёнка сложной психологической перестройки. Ребёнку, жившему преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями. Игрой, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине. требованиям учителя. На протяжении 4 уроков ребёнок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него малозначительны.
Трудности, испытываемые младшими школьниками, могут быть вызваны следующими причинами:
1. Особенностями нового школьного режима, который у некоторых детей может спровоцировать чрезмерную усталость, срывы в работе;
2. Необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми: учителями, одноклассниками, воспитателями групп, изменением положения ребёнка в семье, отношений с родителями.
3. Содержанием учебного материала, нередко не вызывающий достаточного интереса у детей, в результате чего к середине года у многих обучающихся наступает апатия и безразличие к учёбе.
По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Л. С. Выготский самой существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребёнка. Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определённые требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Для этого возраста характерны и негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения.
Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются:капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, мстительность, дерзость и т. п. дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.
По сравнению с «классическими» описаниями кризис семи лет в последнее время заметно «помолодел», большинство детей проходят его в дошкольный период, начиная примерно с 5 лет 6 месяцев, и лишь часть детей переживает его в первом классе. Наступление этого кризиса – один из признаков психологической готовности ребёнка к школе.
Значительные различия в уровне психологической готовности ребёнка к школе – в развитии произвольности, мотивации, интеллекта и социальной компитентности – создают объективные трудности как для подготовленных, так и неподготовленных учеников.
Процесс перестройки поведения и деятельности ребёнка в условиях новой социальной ситуации в школе обычно называют адаптацией к школе. Критерием её успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем общения, эмоциональное благополучие. О высокой школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, хорошая произвольная регуляция. В последние годы в литературе, посвящённой проблемам младшего школьного возраста, активно используется понятие дезадаптация. Сам этот термин заимствован из медицины и означает нарушения взаимодействия человека с окружающей средой.
Проявление школьнойдезадаптации.
Школьнаядезадаптация - это образование у ребёнка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, проявления появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Причины:
1. Несформированность навыков и приёмов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
2. Несформированностьмотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
3. Неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
4. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.
Признаки:
1. Негативное эмоциональное отношение к школе;
2. Высокая устойчивая тревожность;
3. Повышенная эмоциональная лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа);
4. Низкая работоспособность;
5. Двигательная расторможенность;
6. Трудности общения с учителем и сверстниками.
Симптомы:
1. Боязнь выполнять школьные задания;
2. Страх перед учителем, товарищами;
3. Чувство неполноценности, негативизм;
4. Уход в себя, отсутствие интереса к играм;
5. Психосоматические жалобы;
6. Агрессивные действия;
7. Общая заторможенность;
8. Чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.
Пути преодоления школьнойдезадаптации :
1. Не будьте так строги!
Бывает так, что нормальные средние успехи ребёнка воспринимаются (родителями, воспитателями, учителями) как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Как следствие растёт тревожность. Падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто педагоги, родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания. Это приводит к большему торможению развития.
2. Осторожней с оценками!
К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители (педагоги) относятся отрицательно. Это выражается и в эмоциях, и в словах, обращённых к маленькому школьнику. Под влиянием таких оценок у ребёнка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. Его не надо просто так хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что – то делает. Ни в коем случае не сравнивайте результаты ребёнка с эталоном, достижениями других, более успешных учеников. Хвалите ребёнка за улучшение его собственных результатов. Замечайте все малейшие достижения ребёнка, оценивайте не ребёнка, а его поступки. Беседуя о неудачах, отмечайте, что это всё временно. Поддерживайте активность ребёнка в преодолении трудностей.
3. Берегите здоровье малыша!
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложности периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления, а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Очень многие дети жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания. Обеспечивайте ребёнку обязательный двух часовой сон. Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов).
4. Общение с одноклассниками!
Обычно трудности в общении с одноклассниками и учителями возникают у детей, не посещающих детский сад, особенно у единственных в семье. Если у школьников не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому привыкли дома. Поэтому такой ребёнок часто испытывает стресс, когда осознаёт, что учитель одинаково относится ко всем первоклассникам, не делая ему снисхождения и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера и не собираются уступать.
5. Не зацикливайтесь на школьных делах!
Не показывайте ребёнку свою озабоченность его школьными неудачами. Подчёркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности. Где ребёнок успешен, помогайте тем самым ему обрести веру в себя. Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребёнок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутвердиться. А это впоследствии скажется и на школьных делах.
Трудности в адаптации
младших школьников.
Педагог – психолог: О. В. Серёгина
2017 г.