Гайдарова Джамиля Магомедхановна
Развитие познавательной активности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Гайдарова Д. М. ,
студентка психолого-педагогического
факультета,5 курса,
филиал СГПИ г. Буденновске
г. Буденновск, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос об активизации познавательной деятельности младших школьников. Школа выступает в главной роли в жизни человека. В статье описано, что познавательную активность необходимо развивать и какие методы, и приемы для этого используются. Актуальность данной статьи содержит в себе необходимость пополнять учебный процесс занимательным содержанием, новыми методами, приемами и формами работы. Все это пойдет на пользу ребенку, так как дети будут лучше воспринимать информацию, у них появится желание учиться и развиваться дальше.
Публикация «Развитие познавательной активности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Ключевые слова
Познавательная активность, мотивация, младший школьник, методы и приемы познавательной активности. Учебным заведением, в котором ребенок получает общее образование, является школа [1, с. 89].
Данное учебное заведение является важным элементом в существовании общества и выступает в главной роли в судьбе каждого человека. Нынешняя жизнь требует от человека самостоятельного решения своих проблем, способности быть создателем собственной жизни. Таким образом, необходимо помочь обучающемуся стать таким субъектом [1].
Начальная школа считается фундаментом в образовательной системе. Именно здесь зарождаются знания и умения, которые дети будут увеличивать и формировать в будущем. Важная цель начальной школы – предоставить учащимся обусловленный круг крепких знаний и умений. Способность учиться содержит в себе цепь умений, которые соединены с освоением знаний: умение читать, писать, наблюдать явления вокруг нас, думать, выражать свою мысль словами. Данные умения можно назвать инструментом, без которого сложно представить себе жизнь [2, с. 56].
Большинство педагогов и психологов аргументировало, что процесс обучения усваивается намного эффективнее, если у школьников достаточно высокая планка познавательной активности [2, с. 60].
Познавательная активность у младших школьников произвольно не появляется, она является результатом целенаправленных педагогических действий [4, с. 5].
В период обучения с первого по четвертый классы совершается становление человека. Данный процесс не завершается до конца начальных классов, и как раз в эти годы происходит самый напряженный отрезок человеческой жизни. Начальная школа является целым этапом нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития ребенка [4, с. 12].
В России, особенно в последние годы, существует много споров о том, какой должна быть отечественная система образования. Все же зачастую все приходит к тому, какие задания дать обучающимся. В этом случае на задний план уходит весьма главная функция образования – это воспитание подросткового поколения [3, с. 44].
Пробел в системе школьного образования связан с отсутствием трудового воспитания. У современного подрастающего поколения из-за того, что трудовому воспитанию уделяется мало внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. Лень у младших школьников не возникает на пустом месте. Имеются такие причины, как: недостаток мотивации, неуверенность в собственных силах, темперамент, переутомление, чрезмерная опека [5, с. 55].
Взрослым не нужно выполнять все обязанности за своих детей. Необходимо попытаться закрепить за подростками некоторые поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными [3].
Вопрос об активизации познавательной деятельности школьников на всех этапах развития образования был одним из острых, т. к. активность считается нужным условием формирования умственных качеств личности [4].
Многие психологи полагают, что дети младшего школьного возраста несут в себе большие нереализованные возможности в постижении окружающего мира[4].
Успех в развитии познавательной активности школьников заключается в присутствии постоянной учебной мотивации. Отрицательное отношение к обучению появляется при недостатке успехов. В школе часто случается ситуация, когда школьники младшего возраста достигают особенного успеха. Например, правильно ответил на трудный вопрос, сказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь огромное значение [3].
Активность, которая вызвана стремлением к похвале и всеобщему одобрению, преобразовывается в искренний интерес к самостоятельной работе [3].
Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне приближается к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов [5].
Дети младшего школьного возраста в отличие от детей дошкольного чаще прибегают к наглядно-образным и логическим способам мышления. Это объединено с увеличением запаса знаний и способов их обработки [5].
Таким образом, в процессе обучения важным является не столько объем этих знаний, сколько их качество, умение детей употреблять данные знания во внутреннем плане, в уме [5].
Младший школьный возраст считается таким периодом в жизни человека, в котором создаются наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психологических свойств и видов поведения. Именно этот период связан с развитием наглядно-образных форм мышления [4].
Созревание мышления близко находится по отношению к особенностям внимания. Доминирующим видом внимания младших школьников в начале обучения считается невольное внимание, в основе которого находится рефлекс. Дети не умеют в полной мере управлять вниманием, поэтому школьники подвластны внешним впечатлениям. Даже при сосредоточении внимания школьники не замечают существенного [3].
Познавательный интерес нужно формировать. Активность ребенка в различных видах его деятельности тоже необходимо вырабатывать, т. к. процесс познания у детей младшего школьного возраста не всегда целенаправлен, в основном шаток [3].
Основной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться [5].
Одним из элементов познавательной активности младших школьников является ИКТ, что обеспечивает развитие познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность обучающегося. Например, познав программы для составления слайдов, создается анимационную поддержку урока, создаются презентации к урокам [5].
Для эффективного увеличения степени познавательной активности школьников и ускорения системы овладения знаниями, умениями и навыками необходимо организовать индивидуальную работу. Умения и навыки различного вида вырабатываются в процессе самостоятельной работы. Главное раскрыть учащимся, с какой целью им предоставляется это или другое задание [3].
Следующим элементом познавательной активности детей младшего школьного возраста являются интегративные уроки. Они считаются частным проявлением интегрального подхода к педагогическому процессу, сущность которого раскрывается через такие признаки, как целостность, многосторонность и единая образовательно-мировоззренческая направленность всех приемов и методов воспитания, преемственность и последовательность в содержании, планомерность и согласованность в организации [5].
Еще одним элементом формирования познавательной активности младших школьников является проведение внеурочных занятий по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное [5].
Данные занятия внеурочной деятельности устремлены на воспитательные результаты, усиление получаемых школьниками знаний, вырабатывание творческих и познавательных способностей [5].
В играх вырабатывается активность и нравственные качества личности. Ребенок учится изъявлять помощь товарищам, ему необходимо интересоваться мнением других, сдерживать свои собственные желания. У дошкольников развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер [5].
Исходя из всего сказанного, можно сказать, что благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, мотивации, поощрения дети, которые учатся хорошо, могут в еще большей степени расширить свое познание, а дети, которые слабо успевают - находить нестандартные решения, для них самих, могут обрести уверенность в своих силах [1].
Список использованной литературы
1. Иванникова Л. В., Кашурина Л. Ф. Общая характеристика педагогической деятельности учителя начальных классов // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Омск, 24 ноября 2017). / В 4ч. Ч. 2 – Стерлитамак: АМИ,2017. – 269 с. – С. 89-93.
2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. : МГУ, 2012. 157 с.
3. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л. : ЛГУ, 2013. 183 с.
4. Кондратьева С. В. К вопросу о регулятивной функции понимания учителем личности учащихся // Взаимопонимание в общении учителя и учащихся. Ростов н/Д, 2013. 265 с.
5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 2012. 230 с.
© Гайдарова Д. М., 2018