Valeria Tveriankina
Особенности формирования классного коллектива младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования классного коллектива младших школьников
Особенности формирования классного коллектива младших школьников
Features of formation of class group of junior school students
В. А. Тверянкина, Л. А. Терёхина
V.A. Tveryankina, L.A. Teryokhina
Самарский государственный социально-педагогический университет
Аннотация. В статье рассматривается воспитание личности через коллектив. Значительную часть времени ребенок проведет со своими одноклассниками, что определенным образом отразится на формировании его личности. От уровня его сплоченности зависят социально-психологические процессы в группе. В статье предложены рекомендации для учителей по сплочению классного коллектива учеников младшего школьного возраста.
Публикация «Особенности формирования классного коллектива младших школьников» размещена в разделах
Annotation. In article education of the personality through collective is considered. The child will spend a considerable part of time with the schoolmates that definitely will affect formation of his personality. Social and psychological processes in group depend on the level of its unity. In article recommendations for teachers of unity of cool group of junior school students are offered.
Ключевые слова: младший школьный возраст, личность, коллектив, школа, ребенок, класс.
Известно, что в младшем школьном возрасте у детей развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество, коллективизм, чувство уважения к другим людям и т. д.). Поэтому этот период является сензитивным для усвоения правил общественного поведения [1, с. 232].
Начиная с малых лет, человек взаимодействует со многими людьми, вступает с ними в сотрудничество. Именно в младшем школьном возрасте ребенок учится строить диалог, решать проблемы, развивать в себе положительные качества характера и бесконфликтное поведение, так как в будущем эти навыки ему пригодятся.
Анализ научных педагогических трудов Л. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой,
Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина показал, что начало рассмотрения проблем воспитания «общественности», «товарищества», организации детских общностей, их роли в воспитании было положено в середине XIX века
[14, с. 62].
Высказанная К. Марксом идея воспитания личности через коллектив стала основой для педагогической и психологической теории и практики в советский период. После создания советской системы школьного образования одной из первостепенных задач стало формирование школьного коллектива, который основывался на общих ценностях и товариществе. В условиях целенаправленной воспитательной и учебной работы Необходимость развития у учащихся коллективизма пропагандировали
Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко и другие общественные деятели и педагоги [2, с. 28].
Для педагогики идеи формирования личности в коллективе являются традиционными. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко видели главный итог воспитания личности в коллективе - в ее общественной направленности в противоположность "частным", "эгоистическим" интересам. Недостаточно быть просто честным и добрым человеком, необходимо жить интересами общества, чувствовать себя причастным к его борьбе за счастье народа. Такие перспективные пути личности - направление ее жизнедеятельности, как результат коллективного воспитания, не потеряли своей актуальности сегодня [5, с. 2].
Целью данной статьи является раскрытие особенностей формирования классного коллектива младших школьников.
Объектом данного исследования является процесс формирования классного коллектива младших школьников.
Для начала обратимся к основным понятиям, а именно:
1. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах.
2. Личность - человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
3. Формирование личности - процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития.
4. Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество. [9]
Под коллективом обычно понимается группа людей, объединенная общими целями и задачами, достигшая в процессе совместной деятельности более высокого уровня развития. Коллективы могут быть творческими, военными, учебными, трудовыми. В любом коллективе между людьми формируется особый тип отношений, который связан не только с их совместной деятельностью, но и ценностными ориентациями. В течение всей своей жизни человек может являться членом различных коллективов. Теория коллектива рассматривает взаимосвязь между личностью и коллективом. С одной стороны уровень умственного и физического развития участников коллектива, их активность, способность и возможности предопределяют воспитательное воздействие и силу коллектива. С другой стороны развитие личности напрямую зависит от развития коллектива, его уровня, структуры и системы, сложившихся в нем отношений [2, с. 29].
Коллектив рассматривается как сложная динамическая система.
Автор статьи «Воспитание личности младшего школьника в коллективе», Климова К. Ю. предлагает следующую классификацию признаков коллектива:
• общая социально значимая цель: цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, имеет поддержку общества и государства и не противоречит их законам;
• общая совместная деятельность: воспитанники вместе добиваются поставленной цели, причем каждый член коллектива проявляет активную позицию и ответственность за результат совместной деятельности;
• отношения ответственной зависимости: то есть между воспитанниками в коллективе устанавливаются отношения, причем не только рабочие, но и присутствует моральное единение;
• общий выборный руководящий орган: в коллективе демократические отношения, поэтому орган управления выбирается всем коллективом [6, с. 44].
Отечественный педагог, А. С. Макаренко выделил признаки, характерные для крепкого слаженного коллектива:
• оптимизм – основная черта жизни;
• чувство собственного достоинства и здоровой гордости за коллектив, в котором ты находишься;
• ощущение личной безопасности в своем коллективе;
• внешний вид коллектива, его эстетичность и красота;
• наличие игрового момента в жизни коллектива [3, с. 38];
Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива:
• организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
• воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
• функция стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения [11, с. 133].
Ученический коллектив реализует следующие функции:
• объединения обучающихся по формальному признаку, например, возраст, образовательные цели;
• педагогического управления, решения педагогических задач;
• организации взаимодействия обучающихся;
• развития, самоутверждения, социализации личности [12, с. 45].
В самом начале своей школьной жизни дети бывают так наполнены новыми чувствами и впечатлениями, что у них проявляются несвойственные им черты. Аспекты, оказывающие влияние на личность и поведение ребенка в самом начале обучения:
• Быстрое перестроение режима дня. Большинство детей оказываются предоставленными сами себе после окончания занятий в школе. Это дезорганизует их. В школе детям нужно все время заниматься напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду они практически всегда были заняты игровой деятельностью.
• Новые взаимоотношения. Первые дни ребенок полностью занят учебой, контакта со сверстниками практически нет.
• Личность учителя. Взаимоотношения с педагогом строятся исключительно в процессе учебной деятельности. Они пока еще сдержанные и деловые. Дистанция, между учителем и учеником не такая как в детском саду, между ним и воспитателем, в школе она больше и гораздо официальней.
• Школьный коллектив. В социальном коллективе дети первых классов ощущают себя беспомощными малышами. А вот в детском саду они воспринимали сами себя старшими и главными помощниками взрослых.
Личность младшего школьника формируется и выражается через общение. Если сравнивать дошкольный круг общения, то он гораздо больше, чем круг общения первоклассника. В первую очередь для него весома фигура учителя. Учитель – главный и безоговорочный авторитет. На общение с педагогом, прежде всего и устремлен первоклассник. Своих одноклассников ребенок воспринимает первое время тоже «через учителя» – безоговорочно доверяет, верит оценке учителя.
За несколько лет дети младшего школьного возраста набирают, при верном воспитании, важнейшие для своего дальнейшего формирования опыт деятельности в коллективе. Формирование качеств коллективизма, процесс постепенный. Младшие школьники еще не ощущают себя частью единого коллектива, они как бы обособлены и независимы, свободны друг от друга. Если они и пытаются помогать друг другу, то, как правило, это происходит не по их личной инициативе, а по просьбе педагога. Коллектив начинает формироваться тогда, когда под воздействием особенной работы педагога дети впервые начинают проявлять дружелюбный интерес к успеху и неудаче, достижениям и промахам одноклассников, начинают относиться к учебной деятельности как к делу всего класса, когда, свои собственные удачи они будут принимать как часть общих, совместных успехов. Огромное значение в формировании коллектива играет участие в посильно общественных коллективных мероприятиях. Собственно так дети приобретают ведущий опыт коллективной общественной деятельности [7, с. 98].
Нельзя не согласиться, что младших школьников воспитывать не просто. Особенно внимательно надо относиться к воспитанию трудолюбия, когда детки уже умеют обслуживать сами себя. Правильным будет постепенное включение учеников в доступные виды общественно полезного труда. Это очень важно и полезно, так как у детей первых классов ясно выступают личные мотивы их трудовой деятельности, ведь для самого себя ребенок делает с большим желанием и усердием, а опыта работы для других у него еще нет. Следовательно, в младшем школьном возрасте под воздействием обучения происходит серьезный сдвиг в психическом развитии ребенка, что готовит его к вступлению в переломный и очень ответственный период его жизни – в подростковый возраст [10, с. 143].
В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Групповая сплоченность – такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основным показателем сплоченности является уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, т. е., чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность [4, с. 52].
Можно выделить следующие положительные аспекты влияния группы сверстников на личность младшего школьника:
• В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
• Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенных в систему групповых взаимоотношений.
• Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
• От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
• Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкая способность к организации коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость. Наиболее продуктивной формой организации совместной деятельности является групповая работа личностно-ориентированного характера, позволяющая подключать к коллективной жизни всех детей, максимально учитывая их индивидуальные возможности, потребности и мотивы [13, с. 294].
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. В сплочённом коллективе создаются условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Учителю необходимо обеспечить гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации ребенка.
Таким образом, в качестве основных рекомендаций учителю по сплочению коллектива младших школьников можно выделить следующие:
1. Ввести традицию обратной связи.
В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.
2. Создать «ящик пожеланий».
3. Устраивать походы и экскурсии на природу, по своему городу.
4. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Нужно попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
5. На уроках можно организовать работу по группам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
6. Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
Только правильно педагогически ориентированный коллектив служит формированию социально значимой личности и проявлению его индивидуальности. Первостепенной задачей педагога является способствование в создании условий в детском коллективе для адаптации и индивидуализации каждой личности.
Список используемой литературы:
1. Бурдина, Г. Ю., Бегеева, М. В. Развитие коммуникативной культуры у четвероклассников на основе этноэтикета // Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 232-238.
2. Васильев, А. М., Васильева, Н. А. Становление теории коллектива и ее роль в формировании развития личности // Развитие человека в современном мире. – 2014. - №5. - С. 28-34.
3. Ивонтьева, А. К. О технологии коллективного воспитания А. С. Макаренко // Современная педагогика. - 2014. - №11. - С. 37-40.
4. Касимова, Р. Ш., Сергеева Э. М. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - 2015. - С. 51-54.
5. Казакова, М. Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: дис. доктора педагогических наук: 13.00.01: защищена 11.09.83 / М. Г. Казакова. – Ленинград, 1983. – 423 с.
6. Климова, К. Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №4. - С. 43-45.
7. Парфенова, Т. А. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников // Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 96-100.
8. Признаки коллектива. URL: http://www.agepedagog.ru/grepns-740-1.html.
9. Психологический словарь // azps.ru – тесты, тренинги, словари, статьи. URL: http://azps.ru/handbook/index.html.
10. Ткаченко, О. В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. - 2015. - №1. - С. 138-146.
11. Толстошеева, К. Н. Общее понятие о коллективе и коллективизме // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4. -
- С. 132-135.
12. Фархшатова, И. А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Мир науки. - 2016. - №2. - С. 45.
13. Хохолова, Н. Т., Петрова А. Д. Формирование групповой сплоченности в коллективе младших школьников. // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - 2014. - С. 293-295.
14. Шенгов, Ю. В. К вопросу о зарождении педагогической теории формирования личности в коллективе // Мир науки, культуры, образования. -
- 2014. - №6. - С. 62-65.