Еникова Ольга
Общешкольное родительское собрание «Агрессия младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Агрессия младших школьников :
причины и пути решения проблемы»
Подготовила: Педагог-психолог
Еникова О. Ю.
Моршанск, 2018
Агрессия младших школьников : причины и пути решения проблемы.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Публикация «Общешкольное родительское собрание „Агрессия младших школьников“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Слайд 1. В современном мире все чаще мы сталкиваемся с проявлениями агрессии, жестокости. Эти явления нередки и среди младших школьников.
Слайд 2. Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха.
Слайд 3. Выделяют следующие виды агрессии :
- физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам;
- вербальную — выражающуюся в словесной форме;
- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).
При подавлении проявления агрессии она может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании).
Слайд 4 Причины агрессии.
1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка. 5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
8. Высокая возбудимость.
9. Недостаточная развитость интеллекта.
10. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
11. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
12. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.
Слайд 5. Признаки агрессивности.
Почти в каждом коллективе детей, встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.
Признаки агрессивности :
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить; унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Если ребёнку хотя бы один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, а окружающие уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Слайд 6. Рекомендации для родителей.
Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
Слайд 7.1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти. Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
Слайд 8.
2. Избегайте практики физического наказания.
3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» :
Ты-послания Я-послания
Ты поступил плохо
Ты не смеешь
Ты не должен
Почему ты получил двойку
Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан Я думаю, что.
Я недоволен тем, что.
Мне не нравится, что.
Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку
Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Слайд 9
4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.
Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.
Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной
и опасной для его психики.
Слайд 10. 5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха,
учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.
Слайд 11. Золотые правила.
Если ребенок агрессивен :
- Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) наблюдает, поэтому никто из взрослых не должен проявлять агрессию.
- Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.
-Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте его кругозор.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
- Игнорируйте, легки проявления агрессивности, не фиксируйте на этом внимание окружающих.
Спасибо за внимание!