Пак Светлана
Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников»
"Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. "
В. Сухомлинский
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Родина…Родная сторона…. У каждого человека есть на свете родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли годы его жизни. И куда бы не забросила его судьба, он помнит этот уголок, его тянет туда вернуться, посидеть на знакомой лавочке, перепрыгнуть через ручей, пройти по улице, уходящей вдаль, дотронуться до тяжелого валуна на опушке леса или парка, загадать как в детстве свое заветное желание… Это и есть истинное проявление любви к Родине!
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда
у нее праздник, и страдать, когда горе и ей тяжело. Наша задача, задача взрослых,- помочь маленькому человечку, маленькому гражданину обрести чувство любви к своему Отечеству. Эта работа начинается с прогулок, экскурсий, походов в ближайшее окружение (лес, парк и т. д., которые вводят ребенка в «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать:, ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.
Туристко- краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы познакомится со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т. п. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Источником патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности.
Это «Малая Родина» : социальная и природная сфера его местожительства, отдельные страницы истории и культуры.
Краеведо-туристкую работу с младшими школьниками надо начинать с самого доступного для детей – с личности самого ребенка, жизни его семьи. Зная биографии своих родителей, бабушек, дедушек дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. Сплочению членов семьи, пониманию детьми, как тесно связана жизнь семьи с жизнью Отечества, помогает работа над темами «Песни родителей, бабушек, дедушек», «Семейные реликвии», «Профессии членов семьи», «Вклад моей семьи в дело Победы» и т. д.
Изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций. Огромным воспитательным потенциалом обладает история борьбы народа с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Накануне Дня Победы мы проводим пешие или автобусные экскурсии к обелиску Славы в п. Рощино. Дети внимательно слушают рассказ экскурсовода. Рядом с обелиском расположены мраморные плиты с фамилиями погибших жителей Рощино Р (айвола).Каждый восьмой житель Рощино погиб во время войны. Об этом свидетельствуют березы у обелиска Славы. К годовщине снятия блокады города проводим уроки Мужества. Рассказы о войне, о погибшей девочке Тане Савичевой, ее дневнике, о голоде, о артобстрелах дети слушают внимательно. Все становятся тихими и серьезными. И хотя многие не знали, сколько длилась блокада, теперь запоминают, знают. что такое «дорога жизни», будут знать цену хлеба. Теперь дети все чаще вспоминают. о своем участие в Бессмертном полку. Многие принимали участие в таких мероприятиях посвященных Победе. И это очень радует.
Во время летних каникул проводим походы на Пухтоловую гору, вокруг которой до сих пор сохранились остатки блиндажей, дзотов. На привале дети играют в народные игры, любуются красотой нашей местности, панорамой Рощино. Видят и отмечают красоту. Такие походы оставляют глубокий след в памяти школьников. Уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Они – будущие защитники Отечества, будущие мужчины.
Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного
Города, носящим имена героев – все это воспитывает в ребенке чувство патриотизма. Ребенок должен знать, за что получены и кем в семье ордена, медали, грамоты, должен видеть фронтовые фотографии.
Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо детям читать также произведения классиков русской литературы – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева.
Не надо ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему, а явятся началом патриотических чувств.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, стало традицией чтить память погибших воинов, встречи участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Датой рождения «Бессмертный полк» считается 9 мая 2012 года, когда во время празднования Дня Победы в Томске прошло первое шествие. Главная задача движения «Бессмертный полк» - сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участникам акции разрешается присоединяться к шествию или принести транспорант с портретом или фотографию к Вечному огню. Приобщение к традициям происходит постепенно. Начала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.
Очень важно чтобы ребенок знал флаг, герб своей страны, был знаком с ее гимном.
Ребенку часто хочется выразить свои чувства, отношение к какому-либо предмету, событию или явлению в изобразительной деятельности: рисунке, лепке, аппликации и т. д.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Воспитывая ребенка, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми. Воспитатели находят много интересных дел, которые объединяют детей общими переживаниями: организация тематических выставок, оформление уголка для родителей, зала к празднику, разучивание стихов, изготовление сувениров-подарков и т. д.
Характерно, что постоянное участие в этих мероприятиях не надоедает детям, а наоборот, способствует улучшению их поведения. Они становятся активнее на занятиях и в играх. Эта форма работы помогает интересно организовывать деятельность детей, направив ее на решение основных задач нравственного воспитания.
Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином своей страны.