Юлия Магина
Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть
▼ Скачать + Заказать документы
Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. При переходе детей из начального звена в среднее, ребята сталкиваются с некоторыми трудностями, которые снижают их успеваемость и мотивацию к учёбе.
Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей, учителей-предметников и психологов. Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат семьи.
Публикация «Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Домоводство, СБО, труд
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Возрастной особенностью социализации подростков в данный период является формирование ориентации на своих сверстников.
Начиная с пятого класса, самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. В этот период дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.
Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.
Анализируя все вышеуказанные факторы, становится понятно, что переходный период детей из начальной школы в пятый класс сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в:
• эмоциональном состоянии;
• системе отношений к окружающим;
• поведении;
• мотивации к учебе;
• интеллектуальном развитии.
Придя в пятый класс, ребята сталкиваются с рядом трудностей :
1. Изменение условий обучения (много учителей и каждый обладает индивидуальными психологическими особенностями и ожиданиями, много предметов и по каждому имеется ряд определённых требований);
2. Изменение требований (разные учителя предъявляют разные требования);
3. Новый этап психофизического развития, поскольку ребёнок активно входит в пубертатный период;
4. Увеличившийся темп и объём работы на уроках, появляется необходимость самостоятельной деятельности.
В связи с имеющимися трудностями на данном этапе жизни, меняется и психологическое состояние ребёнка и физиологическое. Эти трудности в адаптации имеют определённые признаки, которые внимательный взрослый может наблюдать:
1. Усталый внешний вид
2. Замкнутость ребёнка
3. Нежелание выполнять домашние задания
4. Жалобы на события, связанные со школой
5. Утренняя вялость
6. Негативные отзывы об учителях и одноклассниках
7. Жалобы на плохое самочувствие
План помощи пятикласснику.
• Повышение самооценки учащихся, групповые и индивидуальные занятия и классные часы на тему «Индивидуальность»;
• Снижение тревожности и снижение эмоционального напряжения;
• Сплочение коллектива класса : групповые и индивидуальные занятия психолога с детьми на тему: «Командообразование», «Дружба» ;
• Развитие толерантности, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям: занятия и беседы с психологом на тему «Толерантность» ;
• Развитие коммуникативных умений, умение вести себя, находясь в центре внимания, навыка, самопрезентации, умения слушать, говорить другому человеку приятное и т. д.
• Формирования убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива;
• Предоставление классному руководителю и пятиклассникам лучше узнать друг друга путём организации совместных мероприятий.
• Привлечение родителей к помощи в адаптации к изменившимся условиям обучения и жизни детей. В этот период важно стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником. Правильно организованное поведение родителей позволит не только с легкостью пережить детям данный период, но и не «замкнуться в себе». Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий.
Список литературы:
1. Адаптация пятиклассников : программа тренинговых занятий, конспекты
занятий для учащихся 5-х классов // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2007. -N 22.
2. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней
школе. –М. : Генезис, 2003.
3. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей
учащихся при переходе в среднее звено. // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2003. -N 41
4. Лашина О. Ваш ребенок -пятиклассник : занятие родительского клуба. // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2006. –N13
5. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л. П. Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.
ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. К. Грота, г. Санкт-Петербург, 2018 г.
Педагог-психолог Магина Юлия Михайловна