Анна Потапова
Трудность первого года обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение…. 3
§1. Понятие психологической готовности к школе…. 5
§1.2. Мотивационная готовность к школе…. 8
§1.3. Эмоционально-волевая готовность к школе….10
§1.4. Социальная готовность к школе…11
§1.5. Интеллектуальная готовность к школе…12
Заключение…. 15
Список литературы….16
Введение.
Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе.
Публикация «Трудность первого года обучения в школе» размещена в разделах
Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим школьником» и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.
При переходе ребенка на новую ступень развития, происходит смена ведущей деятельности, это переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
От того, как сложится школьная жизнь у ребенка, от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, и в конечном итоге благополучие во взрослой жизни. Если школьник плохо учиться, это всегда отрицательно сказывается на отношениях со сверстниками или на семейном микроклимате.
Причиной школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Б. Давыдов, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
Многие родители полагают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности, поэтому они уделяют максимум времени на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Далеко не все занятия предполагают формирования необходимых качеств для обучения в школе.
Зачастую, неуспевающие в учебе дети, обладают всеми необходимыми навыками письма, счета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития. Но готовность предполагает не только наличие определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе, необходимо обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Это, прежде всего, уровни социально-личностного, мотивационного, волевого, интеллектуального развития, все они необходимы для успешного усвоения школьной программы. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности. Недостатки при формировании одного из уровней, рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других и так или иначе сказываются на успешности обучения.
И так, цель работы – проанализировать психологическую готовность ребенка к школе.
Исходя из поставленной цели, запланировано решение следующей задачи: проанализировать основные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению, а конкретно: мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
§1. Понятие психологической готовности к школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» – Венгер Л. А.
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. [1][2]Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников[3].
Поступление в школу — ответственный момент, для ребенка, и для родителей. Но как показывает практика, далеко не все дети в полном мере подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность школы.
Проблема психологической готовности к школе актуальная для психологов, педагогов, все изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.
В отечественной психологии серьезное изучение проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями уходит в труды Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой,Е. Е. Кравцовой, Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, и многих других. Эти авторы вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение нужно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели.
Следует выделить и рассмотреть основные компоненты психологической готовности к школьному обучению.
o Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
В теоретических работах Божович Л. И. основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений"; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениям и, навыками и знаниями".
o Социально-личностная готовность характеризуется готовностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции–«позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
o Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т. к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
o Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
o Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Причины обострения проблемы психологической готовности к школе. Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная может полноценно начаться. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения. Но часто сохраняются и надолго закрепляются. Безусловно, чем лучше готов организм ребенка к изменениям, связанным с обучением в школе, к трудностям, которые могут возникнуть, тем легче и скорее он их преодолеет, тем безболезненнее будет протекать процесс адаптации в первом классе.
Готовность к школе – это сложный комплекс, определяемый морфологическим, функциональным и психическим развитием ребенка, предполагающий достаточно высокий уровень развития мотивационной интеллектуальной и произвольной сфер ребенка. [6]
Готовность ребенка к школьному обучению предполагает его всестороннее развитие. Показатели готовности – это комплекс свойств и характеристик, которые описывают наиболее значительные достижения в развитии ребенка. Такими основными составляющими готовности к школе являются : мотивационная, умственная, личностная, волевая, а также физическая готовность.
§1.2. Мотивационная готовность к школе.
Мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Мотивационная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Сам факт поступления в школу изменяет общественное положение ребенка, его гражданскую роль. У него появляются обязанности, своя школьная жизнь. Меняется его статус в семейном окружении: он имеет право на свое рабочее место в комнате, на необходимое для занятий время, право на развлечения и отдых. Именно это и преподносит ребенка в глазах, укрепляет большое значение обучения.
Развитие познавательной сферы в определенной степени определяет готовность к обучению, поскольку овладение знаниями, основами наук предполагает прежде сложившуюся познавательную направленность. Таким образом, основными компонентами мотивационной подготовки есть правильные представления об обучении как важной и ответственной деятельности, а также познавательный интерес к окружающей среде [7]
§1.3. Эмоционально-волевая готовность к школе.
Под эмоционально-волевой готовностью понимается как уменьшение импульсивных реакций, так и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, эмоциями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер эмоционально-волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Поступая в школу, дети, как правило, желают хорошо учиться, выполнять требования учителя. Но не все имеют для этого необходимые предпосылки. Особенно это касается детей неорганизованных, у которых отсутствуют выдержка и другие волевые качества.
Волевая готовность проявляется в достижении важнейших для ребенка целей в игре, в процессе различных видов деятельности, в общении с разными людьми [3].
Важным фактором волевого развития детей шестилетнего возраста является формирование мотивов, связанных с содержанием отношений в детском коллективе. Потребность в дружбе со сверстниками порождает и стремление найти свое место в этом коллективе, добиться признания. Именно в процессе взаимодействия детей воспитываются волевые черты их характера [2]
Эмоциональная готовность выражается в удовлетворении, радости, доверии, с которыми ребенок идет в школу. Эти переживания делают его открытым для контактов с учителем и новыми товарищами, поддерживают уверенность в себе, стремление найти свое место среди сверстников. Важным моментом эмоциональной готовности являются переживания, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и первыми результатами [1].
§1.4. Социальная готовность к школе.
Огромное значение в психологической готовности детей к школе играет формирование сфер социальных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. И причины трудностей ребенка в процессе обучения часто лежат либо в сфере общения со взрослыми (непонимание вопросов учителей, их особое положение, специфика учебных ситуаций и образовательной коммуникации, либо во взаимодействии со сверстниками (неумение слушать друг друга, содержательно общаться с одноклассниками, согласовывать с ними свои интересы и желания, и т. д., либо в их собственном самосознании (завышенная или заниженная оценка своих способностей и возможностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неправильное восприятие оценок учителя и т. д.). Все эти три группы трудностей выделены не случайно, именно они отражают основные аспекты социально-психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению.
В сфере взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками к концу старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения. Общение приобретает некий социально-культурный контекст, становится внеситуативным. Ребенок теперь ориентируется не только на непосредственное общение, не только на имеющуюся ситуацию, но и на определенные, принятые сознательно, задачи, правила и нормы.
Для определения умения детей устанавливать содержательные контакты друг с другом, взаимодействовать в ситуации совместной деятельности, психологами используются самые различные методы. К ним можно отнести методики М. Я. Басова, Т. Д. Марцинковской, И. А. Орловой, Г. А. Урунтаевой и др. [4]
Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей в поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач. Таким образом, необходимым условием успешного обучения являются социальные способности ребенка.
§1.5. Интеллектуальная готовность к школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связано с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между проблемами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. На основе наглядно-действенной формы мышления начинается складываться наглядно-образная форма мышления. С 5,5–6 лет дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности. Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Речь ребенка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. По мнению Л. С. Выготского, интеллектуальное и речевое развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязаны [5]
Речь должна быть последовательной, развернутой, грамматически правильной и содержать логические отношения, а также критическое отношение к своим высказываниям. При исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для школьного обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость. Также к таким характеристикам относятся сформированность вербально-логического и наглядно-образного мышления. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием. Элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления, основными логическими операциями и смысловым запоминанием. Одним из главных познавательных процессов от развития, которого зависит успешность обучения, является внимание. Недостатки в сфере внимания определяют 75 % школьных трудностей. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, у многих детей наблюдается низкая концентрация и распределение внимания, высокая рассеянность. У детей с гиперактивностью одной из сопутствующих особенностей является дефицит внимания. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является задача развития процессов внимания. Мелкая моторика или графомоторные навыки, является существенным критерием для определения готовности ребенка к школе. Ее сформированность позволяет ребенку должным образом овладеть письмом. Графомоторные навыки, в свою очередь зависит от сформированности зрительно-моторной координации, дыхательных функций, навыка самоконтроля и саморегуляции. Воображение — еще одно необходимое качество будущего школьника — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения : ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, воображение является составной частью воли, как способности формировать цель будущего действия.
Заключение.
Ученые все чаще сходятся в одном мнении о том, что для успешного обучения ребенка в школе необходимы высокий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного развития, сформированность мотивационо-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем, и многое другое.
Все рассмотренные нами аспекты психологической готовности детей к школе действуют совместно в комплексе, в системе. И при их оптимальном развитии ребенок старшего дошкольного возраста безболезненно включается в режим школьного обучения, у него создаются наиболее позитивные предпосылки к овладению учебной деятельности.
Для этого, ребенок при поступлении в школу должен иметь такие мотивы, как желание стать школьником и желание учиться. В этом плане его отношение к школе должно быть позитивным, но реалистичным. Так же у ребенка должны быть достаточно развиты познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление и пр. Еще ребенок с помощью силы воли должен уметь сознательно контролировать свое поведение для достижения поставленных школой целей. И, не менее важное, ребенок должен признавать авторитет учителя, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками при выполнении групповых заданий.
Список литературы.
1. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника : комплексный подход // Образование в современной школе. 2003. № 6. С. 37–45. с. 73
2. Безруких М. М. Ребенок идет в школу : учебное пособие. М., 2000. 247 с. 13. № 2. С. 67-73
3. Беляев А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития / А. В. Беляев // Педагогика. 20
4. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М., 2012.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Смысл, 2004.
6. Нижегородцева Н. В. и др. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002 г.
7. Статья "Проблема готовности детей к школьному обучению" https://infourok.ru/statya-problema-gotovnosti-detey-k-shkolnomu-obucheniyu-1441533.html