Татьяна Скрягина
Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:_ Семинар-практикум «Использование деятельностного метода обучения как залог успешного обучения ребенка в школе»
Цель: знакомство родителей воспитанников с деятельностным методом обучения, привлечение к реализации программы Л. Г. Петерсон «Игралочка» в дошкольной организации и семье.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую грамотность родителей, формируя представление о новом эффективном методе обучения дошкольников – деятельностном.
Публикация «Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе» размещена в разделах
2. Определить задачи взаимодействия ДОО и семьи, выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в дошкольной организации и семье.
3. Стимулировать самообразование родителей, обеспечить информационную поддержку в условиях реализации ФГОС ДО.
Предварительная работа:
1. Опрос родителей по теме «Математическое развитие ребенка в домашних условиях».
2. Выставка литературы, пособий и дидактических игр по теме «Развивающие игры и пособия в работе с дошкольниками по программе «Игралочка».
3. Изготовление детьми приглашений для родителей на семинар-практикум.
Оборудование:
Медиа-проектор, презентация «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» как старт для успешного обучения ребенка в школе» (см. приложение, видеосюжеты образовательной ситуации с детьми, рабочие тетради «Игралочка».
Краткая аннотация:
Наше дошкольное образовательное учреждение внедряет деятельностный метод обучения (технологию «Ситуация») с 2011 года. Процесс реализации ФГТ и ФГОС ДО для большинства педагогов сопровождался определенными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современным требованиям к ним. Технология деятельностного метода стала своеобразной «палочкой-выручалочкой» и двигателем образовательного процесса в нашем детском саду. Возник вопрос: как в доступной форме рассказать о данной технологии родителям воспитанников, заинтересовать их программой математического развития дошкольников, сделать их партнерами образовательного процесса? Поэтому был разработан и проведен данный семинар-практикум, который позволяет решать все выше поставленные задачи. Это мероприятие универсально и актуально для любой возрастной группы, внедряющей технологию деятельностного метода.
Ход:
1. Введение в ситуацию.
Задачи: мотивировать родителей на включение в предстоящую деятельность.
Уважаемые родители!
Ребенок в дошкольном возрасте должен полноценно развиваться, получая, как физическое, так и умственное развитие, а также развитие мышления, творческого потенциала, крупной и мелкой моторики. Но кроме общего, он должен получать и специфическое развитие, а именно, развитие элементарных математических представлений. Ведь никто не станет спорить, что математическое развитие является особой познавательной деятельностью, которая способствует развитию всех психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи и др. Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – аккуратность, трудолюбие, умение работать по заданному правилу и образцу, планировать и контролировать свои действия, адекватно оценивать результат деятельности. Все это способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые являются залогом успешного обучения ребенка в школе.
- Хотите ли вы видеть своего ребенка успешным, грамотным, умным, активным, творческим? Почему вам это важно?
2. Актуализация знаний.
Задача: актуализировать знания и опыт родителей, необходимые для построения нового знания
Существует много методик по обучению детей дошкольного возраста математике.
-Известны ли вам некоторые из них?
-Занимаетесь ли вы математикой с ребенком дома? Поделитесь опытом, как это делаете (выступление 2-4 родителей из опыта семейного воспитания, выявленного заранее путем опроса).
-Испытываете ли вы при этом какие-либо трудности? Какого плана?
3. Затруднение в ситуации.
Задача: организовать затруднение в ситуации и выявление возможных способов устранения затруднений.
Наша группа внедряет программу математического развития детей Л. Г. Петерсон «Игралочка». В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод обучения. Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый лишь подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.
- Что вы знаете об этом методе? Хотите что-либо узнать?
- Если вы что-то не знаете, но хотите узнать, как это можно сделать? (выявить все способы, выбрать оптимальный)
Да, как правило, спросить того, кто знает.
4. Открытие нового знания.
Задачи: повышать педагогическую грамотность родителей, дать информацию о деятельностном методе обучения.
Выступление воспитателя (старшего воспитателя, заместителя заведующего) по теме: «Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» как старт для успешного обучения ребенка в школе» (с использованием презентации, см. приложение) и просмотром видеосюжета занятия по математике с фрагментами образовательной ситуации.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Задача: создать ситуации, в которых используется новое знание совместно с освоенным ранее.
Практическая работа– предложить родителям выполнить практические задания по математическому курсу «Игралочка»
2 подгруппы
(задания могут быть любые, в зависимости от возрастной группы детей)
6. Осмысление (итог)
Задача: фиксировать достижение цели, анализ результатов
- Какие, на ваш взгляд, задачи решают предложенные практические задания?
- Что с помощью таких заданий можно развить у дошкольников?
- Какие трудности вы испытали при выполнении данных заданий?
-Какие выводы для себя сделали?
- Видите ли вы преимущество таких занятий? В чем?
- Помогло ли вам знакомство с деятельностным методом обучения понять, как нужно заниматься с ребенком в домашних условиях?
Открою вам небольшой секрет: наш семинар включал все этапы деятельностного метода обучения (перечислить). В деле воспитания и развития детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Но и семья, и детский сад связаны между собой, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта, в ходе которого можно решить совместные задачи развития и воспитания детей.
Желаем удачи и успехов в этом нелегком деле воспитания!
Подвести родителей к следующим решениям:
1) Принимать активное участие в реализации программы «Игралочка», используя тетради для индивидуальной работы с детьми дома.
2) Продолжать сотрудничество родителей и педагогов по вопросу математического развития детей, транслировать положительный семейный опыт через создание тематических газет «Путешествие в мир математики», «Математика- это интересно!», «Математический вечер в семье» и др.
3) Составить план совместных мероприятий, повышающих познавательную активность детей («Шашечный турнир», «Брейн-ринг», «Математический фестиваль» и др.).
Литература:
1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Петерсон Л. Г. /Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. -М. :Цветной мир, 2012
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М:Цветной мир, 2012
3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Ювента, 2010.
4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. - М. : Ювента, 2008.
5. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. - М. : Ювента, 2010.
6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет. - М. : Ювента, 2010.
7. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 5-6 лет. - М. : Ювента, 2009.
8. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 6-7 лет. - М. : Ювента, 2009.