Приложение МААМ

ТРИЗ-технологии как эффективное средство развития речи

Марина Тятова
ТРИЗ-технологии как эффективное средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Детский сад "Новотроицкий"

Семинар для педагогов на тему:

ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития речи

Подготовила: воспитатель Тятова М. А.

Цель: содействие развитию профессионально-методической компетентности педагогов дошкольного образования по использованию

Публикация «ТРИЗ-технологии как эффективное средство развития речи» размещена в разделах

методов и приёмов формирования и развития речи детей дошкольного возраста на основе теории решения изобретательских задач.

Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач – это уникальная технология развития связной речи, которая была создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Впервые технология ТРИЗ появилась в детских садах в 1987 году.

Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

- в создании условий для обогащения словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами;

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

- развивает гибкость мыслительной деятельности.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

• Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

• Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

• Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

• Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

• Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Речевое развитие детей не ограничено рамками специально организованной деятельности, именно поэтому элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь. Когда ребенок задает вопрос, мы можем спросить: «А как ты сам думаешь?», «Давай порассуждаем вместе?». Используя наводящие вопросы, мы подводим ребенка на правильный ответ, который ему удалось самому найти. Находясь на прогулке, мы можем использовать метод фантазирования, например, «оживить» какую-либо природную стихию, изменить законы природы и т. д. Оживим снег: кто его мама? Как думаешь, есть ли у снега друзья? Какой по характеру снег? В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления. Для младшего дошкольного возраста педагоги разрабатывают модель для сравнения предметов, основанного на цвете, форме, звуке, вкусе. Воспитатель учит детей различать особенности объектов и сравнивать их с характеристиками других, делая сравнения по какому-либо признаку. В старшем дошкольном возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно сравнивать. Воспитатель показывает картинку с изображением чего-либо, а затем просит провести сравнение с другими объектами (по цвету, форме и т. д.). Ребенок сам выбирает признаки, по которым проводит сравнение.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) способствует развитию творческой речевой деятельности ребенка, обучению образной речи параллельно с обучением составлению загадок. Традиционно в дошкольном возрасте работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его придумывать собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно начинать с 3,5 лет. Однако в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С детьми 4–5 лет более активно используется составление загадок при сравнении объектов по заданным признакам. Так, составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сопоставления, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой-что такое же». Старшие дошкольники не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели составления загадки.

В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:

«Поиск аналогов» -необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч-яблоко (форма, заяц (действие-прыжки, колесо (из резины) и т. д.

«Противоположности» -необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны. Например, снег-огонь (холодный-горячий, уголь-мел (белый-черный, металл-пух (тяжелый-легкий) и т. д.

«Подбери слова» : Лес-охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. Город-автомобили, дома, магазины, улицы и т. д.

Особый этап работы развития связной речи по технологии ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

Суть метода ТПФ заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

- «Уменьшение – увеличение» объекта (выросла репка маленькая-премаленькая, продолжи сказку);

- «Сказка наизнанку» -игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: Красная шапочка злая, а волк добрый.

«Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

«Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

«Спасательные ситуации в сказках».

- «Дробление – объединение» (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

- «Оператор времени» (замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

- «Динамика – статика» ( оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т. д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога».

Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

- наличие положительного и отрицательного героев;

- зло, причинённое отрицательным героем;

- борьба положительного героя со злом;

- присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей.

- О ком сочиняем сказку?

- Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

- С кем он дружил?

- Кто им мешал? Каким образом?

- Как добрый герой боролся со злом?

- Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

- Жил-был…

- И был он какой?.

- Умел делать что?.

- Делал он это, потому что…

- Но в это время жила-была…

- Она была…

- Однажды между ними случилось…

- Им помогла…

- Сделала она это, чтобы… и т. д.

Вопросы можно варьировать в зависимости от развёртывания сюжета. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т. п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю. Первоначально дети будут повторят идеи друг друга, дублировать события знакомых сказок или вообще молчать. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Постепенно рассказы становятся всё более распространёнными, интересными, волшебными, увлекательными.

Таким образом, использование методов и приемов ТРИЗ-технологии значительно повышают уровень связной речи детей, речь становится богаче, благодаря увеличению словарного запаса. Технология ТРИЗ, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет обучать и воспитывать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Литература: Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007 г. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Москва, 2000 г. Сивцева Е. В. Консультация для педагогов «Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников». 2018 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технологии как эффективное средство развития речи
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 11:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технологии как эффективное средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Тятова (УИ 2876989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД