Костенюк Екатерина
Тренинг «Приобщение дошкольников к творчеству народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Приобщение дошкольников к творчеству народных мастеров»
Костенюк Е. Е., воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Василек»
Цели и задачи:
- Установить отношения сотрудничества между участниками тренинга.
- Вовлечь педагогов в игровой диалог.
- Показать формы работы с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
- Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Публикация «Тренинг „Приобщение дошкольников к творчеству народных мастеров“» размещена в разделах
(Слайд 1) Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что их окружало в труде и быту. Народные умельцы и мастера делали на забаву и утеху ребятишкам игрушки.
(Слайд 2) Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаю важным знакомить с ним и наших воспитанников. Сухомлинский В. А. отмечал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».
Прежде чем приобщить детей к народному искусству, необходимо самому педагогу проникнуться и заинтересоваться этой сложной, но очень интересной темой, и конечно приобщать родителей детей к народному искусству. Совместная работа с семьей позволит воспитателю обучать родителей и успешно развивать ребенка, видеть его «зону ближайшего развития». В каждой личности есть свои особенности, неповторимая красота природы, художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края, творчеством народных мастеров помогает воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной культуре.
Практическая часть
(Слайд 3) Сейчас хочу предложить вашему вниманию игры, которые вы можете использовать в работе с детьми и родителями по приобщению к народному искусству.
1. Русская народная игрушка.
Народная игрушка является важным памятником традиционной культуры русского народа и важным элементом воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их и делали игрушки собственными руками. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления.
(Слайд 4) Предлагаю игру «Угадай игрушку».
Задание: по предложенному тексту стихотворения определите, что это за народная игрушка и под каким номером она располагается на слайде.
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат. (Богородская игрушка)
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка)
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая! (Филимоновская игрушка)
Выбирал там мастер сказку –
Был его весёлым нрав!
Вот медведь глядит с опаской,
В танце на ногу припав.
Вот собачки вот Полкан,
Бородатые кентавры
И смешной Тяни – толкай!
Ждёт их печка после сушки
В печке станут кирпичом
Глиняные шейки, ушки
И вода им нипочем! (Каргапольская игрушка)
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
(Слайд 5) Один из главных сувениров России, в котором отражается вся неповторимость нашей культуры и истории - русская матрешка.
Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но главное – это куколка с секретом.
(Слайд 6) Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «10 игр с матрёшкой», которое предназначено для индивидуальной и парной работы с воспитанниками. Данное пособие помогает формировать понятия: цвет, форма, размер. Развивает память, речь, логическое мышление, воображение, пространственное мышление, мелкую моторику. Попрошу разбиться на микрогруппы.
1. «Расставь по росту» (Матрёшек следует расставить по росту).
2. «Найди такую же» (Сравнить матрёшек, найти одинаковых).
3. «Найди матрёшке домик» (Найти соответствие между размером матрёшки и трафаретом домика).
4. «Собери по частям» (Собрать матрёшку из разрезанных частей).
5. «Построй матрёшку» (Построить матрёшку из пронумерованных полосок от 1 до 10).
6. «Помоги сестрёнкам встретиться» (Пальчиком по дорожкам добраться до сестрёнки).
7. «Собери по цвету» (Найти соответствие между цветом матрёшек и домика)
8. «Найди недостающую матрёшку» (Сравнить матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую).
9. «Найди половинку» (Найти половинку по цвету и размеру).
10. «Наряди матрёшку» (Вставить части-украшения в подходящие отверстия).
2. Народные промыслы.
(Слайд 7) Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия. Отправимся с вами в «магазин сувениров».
(Слайд 8) Задание: отберите предметы быта, выполненные определенной технике. Ответьте, как называется вид росписи, почему ее так назвали, из какого материала сделаны изделия.
Гжельская роспись
Гжельское керамическое производство зародилось недалеко от Москвы. Примерно в 60 км находится так называемый гжельский куст, образование из 27 деревень. Эта местность всегда славилась своими чистейшими глинами, которые были даже приписаны к царскому двору для аптекарских и медицинских нужд. На заводах из белой глины мастера делали керамическую посуду и множество изделий, игрушек для детей. Роспись была в характерной манере местности и включала в себя холодные оттенки: голубой, синий, белый и своеобразные сочные широкие мазки. Благодаря удивительно самобытной технологии росписи гжель легко узнаваема за пределами России и является ее богатством и народным достоянием.
Жостовская роспись
Недалеко от Москвы есть небольшое старинное село Жостово. Народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы.
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя свои собственные. Изготавливают подносы из обычного листового железа.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, делая их поверхность безукоризненно ровной; затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов.
Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, треугольными, фигурными – фестончатыми, гитарными. Обычно подносы бывают черного цвета, но могут быть и другие цвета: зеленый, синий, «под слоновую кость», разные оттенки красного и «золотые». На подносах изображают яркие, красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц. Многоцветные букеты, венки, гирлянды – розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек украшают поднос. Цветы выступают из ночной темноты фонов яркими красочными переливами. На подносе они выглядят живыми.
Хохломская роспись
Родиной хохломы считается село Хохлома Нижегородской области. Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Городецкая роспись
Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Это - быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно.
Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента: «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы; «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками; «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы; «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов; «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.
(Слайд 9) Задание: предлагаю самостоятельно расписать посуду, выбирая элементы соответствующей росписи (хохлома, городецкая роспись).
3. Национальная одежда.
(Слайд 10) Национальная одежда – это своеобразная книга. У каждого народа национальный костюм разный. Он имеет свою специфику, свое значение форму применения. Научившись ее читать, можно много узнать о традициях, обычаях и истории народа.
Следующее задание для вас – это игровые упражнения на основе кругов Луллия и разнообразных картинок, основная цель которых освоение способа познания мира. Изобретение Раймонда Луллия представляет собой несколько кругов разного диаметра, на которых размещаются картинки и стрелка как выделение сектора. Раскручивая стрелку и круги, можно рассматривать различные сочетания картинок.
Задание: соотнести название народов с картинкой и найти детали национальной одежды.
(Слайд 12) Народное творчество дает широкие возможности для развития дошкольников, вызывает желание у ребенка почувствовать себя в роли маленького мастера, творца. Знакомя детей с народным костюмом, с элементами народной вышивки или кружевоплетением, мы развиваем в них дизайнерский вкус и умение моделировать одежду. Народная игрушка развивает умение сочетать яркие, контрастные цвета, мелкую моторику пальцев рук, глазомер. Народные промыслы Гжель, Городец, Хохлома, Жостово развивают художественные способности и умения размещать элементы узора.
(Слайд 13) Изучение народных промыслов является очень важным и интересным источником познания, при должном уровне приобщения у дошкольников можно сформировать базис для будущего становления настоящего гражданина и воспитать такие качества, как патриотичность, толерантность и нравственность.