Надежда Федоренко
Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого педагогического мероприятия
в средней группе
по теме «Путешествие на ярмарку народных мастеров».
Воспитатель:
Федоренко Надежда Владимировна
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству, обобщение и закрепление знаний о народных игрушках, развитие речевой и познавательной активности посредством игр на интерактивной доске.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие на ярмарку народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
1. Образовательные: закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и гжельской игрушках. Расширить представления о природном материале – глина, сформировать представление о том, что из глины можно лепить игрушки, об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора.
2. Развивающие: развивать способность выполнять простейшие действия с объектами на интерактивной доске; выделять отличительные особенности народных игрушек; развивать эмоциональную сферу и образное мышление, детское творчество, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, интерес к различным видам игр. Совершенствовать способность отгадывать загадки и слушать стихотворения. Развивать диалогическую речь: способность участвовать в беседе, отвечать на вопросы.
3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду взрослых (мастеров - умельцев, интерес к народному декоративно-прикладному искусству; любовь к народному искусству России.
Материал и оборудование: интерактивная доска, проектор, одежда детям и педагогу – русские народные костюмы, 2 подноса с игрушками, вылепленными из глины и окрашенными в белый цвет, фигурки лошадок и жеребят из бумаги, выполненные в технике оригами. Мультимедийная презентация «Путешествие на ярмарку народных мастеров» с играми, выполненная в программе Smart Notebook -11.
Музыкальное сопровождение:русские народные мелодии.
Методы и приемы:
Практические: пальчиковая игра «Деревня небылиц», физ. минутка
«Мы игрушки расписные».
Наглядные: презентация на интерактивной доске.
Словесные: стихотворение – загадка «Веселая белая глина», загадка о кукле.
Предварительная работа: просмотр презентаций: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжельская игрушка»; рассматривание оригинальных дымковских, филимоновских, гжельских игрушек; изготовление дидактической игры «Раскрась животных» - силуэты фигурок – лошадь и жеребенок (техника оригами); лепка игрушек из глины, раскрашивание в белый цвет, роспись глиняных изделий - рисование разных народных орнаментов, рассматривание картин из серии «Народные промыслы России», чтение стихотворений, отгадывание загадок.
Ход педагогического мероприятия:
1 этап: мотивационно - побудительный.
В группе проводится предварительная работа. Дети и педагог (в русских костюмах) решают пойти в Деревню Небылиц. (Идут в логопедический кабинет).
Слайд №1
Заставка «Деревня Небылиц» (картинка деревня)
Воспитатель: (у двери кабинета) Вот мы и пришли с вами в Деревню Небылиц, заходите, заходите.
(Помощник включает музыку). (Звучит музыка, дети стайкой идут за педагогом; педагог ждет пока зайдут все дети).
Ребята, посмотрите - к нам пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики, поставленные перед интерактивной доской, педагог встает у доски). Ребята, давайте поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Деревня Небылиц», иди Варя, будешь показывать движения, а ребята будут за тобой повторять.
Слайд №2
Воспитатель нажимает 2 раза на доску, появляются матрешки, затем по 1 разу, появляются персонажи по тексту пальчиковой гимнастики (утка, курочка, петушок, коза, заинька, корова).
Пальчиковая гимнастика:
У Матрешиной сестрицы Руки собраны в замок, махи руками – вниз,
вверх
По деревне небылиц Руки над головой треугольником- «крыша».
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на правой руке, начиная с мизинца.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Удары кулачками друг о друга, меняя
положение
Корова в рогоже. Ритмичные хлопки в ладоши.
(Воспитатель садится рядом с доской).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: Да!
Слайд №3
(Помощник нажимает на музыку и открывает ширму)
Появляется волшебный сундучок. Он крутится под сказочную музыку.
Воспитатель: (Сидя нажимает на сундучок) Посмотрите, какой красивый, сказочный сундучок! Но он закрыт, а для того, чтобы он открылся нужно отгадать загадку.
(Слушайте внимательно) :
Эта девица-краса,
Очень, очень хороша:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Как вы думаете – кто это?
Дети: Кукла
Воспитатель: правильно, это кукла. (Нажимает на сундучок в месте нахождения куклы Эли).
Появляется кукла Эля (в одежде с дымковской росписью) :
Кукла Эля: Здравствуйте, ребята! (остановка при записи)
Дети: Здравствуйте!
Кукла Эля: Меня зовут Эля. Я пришла к вам с дымковской страны, где живут разные дымковские игрушки. Но я пришла не одна – со мной моя подружка.
(Помощник нажимает на место нахождения куклы Аллы).
Появляется кукла Алла (в одежде с гжельской росписью).
Кукла Алла: Здравствуйте (остановка при записи)
Дети: Здравствуйте!
Кукла Алла: Я - гжельская красавица Алла.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришли 2 подружки - Эля и Алла. Посмотрите, какие они нарядные. Они приглашают нас отправиться с ними на ярмарку - в страну народных мастеров.
Но для того, чтобы туда попасть нужно, выполнить задания.
2 этап: организационно – поисковый:
Слайд №4
Воспитатель: (нажимает сидя у доски) первое задание: «Определите, из какой деревни эти игрушки?»
Ребята, перед вами 3 домика, они обозначают то место где чудо – мастера делают игрушки и 3 народные игрушки. Нужно каждой игрушке найти её домик и назвать деревню, в которой она сделана.
Итак, иди, …Иман. Поможет нам в выполнении задания наша «волшебная палочка».(Ребенок берет маленькую указку – волшебную палочку и выполняет задание – перемещая игрушки каждую в свою деревню).
(Педагог встает у доски).
Воспитатель уточняет у ребенка название деревни:
Дети, как называется деревня, в которой такие красивые дома и делают такие сказочные игрушки? Дымково. А эта? Филимоново, Гжель. Молодец, Иман. Правильно выполнил задание.
Ребята, давайте вместе повторим название деревень, где делают народные игрушки. Дети: Дымково, Филимоново и Гжель.
Слайд №5
(Педагог сидит у доски).
Воспитатель: Второе задание:
Кукла Эля предлагает вам отгадать загадку. (Слушайте внимательно).
Запись голоса куклы Эли:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Воспитатель: Что это ребята?
Дети: Народные игрушки.
Воспитатель:Дымковская, филимоновская и гжельская – все это народные игрушки.
Слайд №6
(Нажимает помощник - на музыку и на пазл).
Воспитатель: Дети, кукла Эля принесла нам картинки, на которых изображены народные игрушки, но подул ветерок и все картинки перепутал, давайте мы их соберем.
Подойдите, пожалуйста, к столикам и начинайте собирать.
(Педагог подходит к детям, смотрит, как они складывают картинки, спрашивает, какая народная игрушка изображена на картинке. Дети собирают картинки, помогают друг другу и садятся обратно на стульчики).
Слайд №7
(Воспитатель сидит у доски)
Воспитатель: Ребята, а из чего народные мастера делают игрушки?
Дети: из глины и дерева.
Воспитатель: Правильно: из глины и дерева.
Итак, следующее задание: «Народные игрушки».
Перед вами 2 волшебных круга: фиолетовый и светло - коричневый.
Нужно выбрать игрушки из глины и поместить их в фиолетовый круг, а из дерева - в светло - коричневый круг. Но, прежде чем выполнить задание давайте с вами рассмотрим игрушки и назовем те, которые сделаны из глины (лошадь, олень, барыня, а остальные будут из чего?
Дети: Лошадь, олень, барыня – из глины.
Воспитатель:а остальные игрушки из чего сделаны?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Так, иди, …. (Ребенок берет волшебную палочку и выполняет задание – перемещая игрушки каждую в свой круг.
Воспитатель уточняет у детей, сидячих на стульчиках - какая эта игрушка)
Дети: глиняная, деревянная.
Воспитатель: Ребята, правильно … выполнила задание?
Дети: Да. Воспитатель: Умничка, ….
Слайд № 8 (Педагог нажимает на слайд, сидя у доски).
«Расставьте по порядку».
Воспитатель:следующее задание -«Как сделать игрушку из глины?».
Ребята, давайте сначала рассмотрим предметы и материалы, которые у нас на доске. Так, это что? (Сухая глина, а что нужно сделать, чтобы она стала влажной и из неё можно было слепить игрушку? (Добавить воду, хорошо размешать). Правильно. И получится (Комок глины). Что будем делать потом? Лепить игрушку. Так слепили. Подождать пока высохнет и покрасить в белый цвет.
(На доске в беспорядке размещены – сухая глина, вода, комок глины, игрушка из глины серого цвета, игрушка из глины, окрашенная в белый цвет).
Вам нужно расположить предметы в правильном порядке.
Итак, есть желающие? иди, …. (Ребенок берет волшебную палочку и выполняет задание – перемещая предметы в правильном порядке.
Воспитатель уточняет у детей, сидящих на стульчиках: Ребята, правильно … выполнил задание?
Дети: Да. Воспитатель: Молодец, …. Умничка.
Слайд №9 (Педагог нажимает на слайд, сидя у доски).
Воспитатель: Как сделать игрушку из глины мы уже знаем. Теперь мы должны подобрать для нее орнамент.
Следующее задание - «Собери орнамент в корзину».
Вы видите 3 корзины с нарисованными над ними игрушками с характерной росписью.
Как вы думаете - какие орнаменты нужно сложить в первую корзину?
Дети: гжельские.
Воспитатель: А во вторую?
Дети: филимоновские.
Воспитатель: а в третью?
Дети:дымковские.
(По очереди выходят дети и складывают орнаменты – каждый в свою корзинку).
Воспитатель: Итак, есть желающие? иди, …Рита Е., и т. д. (Ребенок берет волшебную палочку).
Слайд №10 (Педагог нажимает на слайд, сидя у доски).
Воспитатель: Ну что же, орнаменты вы собрали. Молодцы.
Следующее задание: нужно найти краски того цвета, которыми раскрашена игрушка и сложить в круг.
(Пока педагог беседует с другими детьми, дети выполняют задание у доски).
Давайте рассмотрим, какими красками раскрашены игрушки. Какими цветами раскрашена первая игрушка?
Дети:синий, белый, голубой, фиолетовый и т. д.
Воспитатель:а вторая? Третья?
Кто желает выполнить это задание? иди, …. и т. д. (по одному). (Ребенок берет волшебную палочку). Молодец. Правильно выполнил задание.
Слайд №11 (Нажимает помощник)
Заставка (дымковские игрушки – сюжет, нажать 2 раза на игрушку – заиграет музыка).
Воспитатель: а сейчас, ребята, немного поиграем - вставайте в круг.
Физ. минутка «Мы игрушки расписные».
Мы игрушки расписные (стойка прямо покачивания плечами)
Хохотушки вятские (улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)
Кумушки посадские (небольшие приседания 2 раза)
У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки (легкое касание щек)
С нами издавна знаком (стойка прямо, руки на груди)
Весь народ на ярмарке (поклон, руки в стороны).
(Дети садятся обратно на стулья).
Слайд №12 (Педагог нажимает на слайд, сидя у доски).
Воспитатель: Вот мы и попали с вами на ярмарку народных игрушек!
Запись голоса куклы Аллы:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары :
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки – отгадайте.
Слайд №13 (Воспитатель нажимает сидя у доски)
Воспитатель: Ребята, народные мастера не успели расставить все игрушки по полочкам. Давайте им поможем. Игра «Расставьте игрушки по полочкам».
Идите …., и …
(Дети расставляют игрушки по полочкам).
(Педагог беседует с детьми, сидящими на стульчиках).
Давайте назовем игрушки, которые продают народные умельцы.
(Дети (сидячие на стульях) называют игрушки на каждой полочке).
Слайд №14 (Воспитатель нажимает сидя у доски)
«Подари игрушку»
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу - Эле и Алле пора возвращаться домой.
Давайте на память о нашей встрече подарим им игрушку. Игра «Какая игрушка лишняя?» (Все дымка, 1 филимоновская). Положи игрушку в сундучок куклам Эле и Алле.
(Дети находят лишнюю филимоновскую игрушку и кладут куклам в сундучок, она там исчезает).
3 этап: рефлексивно – корригирующий:
Кукла Эля: Спасибо вам, ребята, за подарок. Вам понравилось на ярмарке – в стране народных мастеров?
Дети:Да!
Кукла Алла: Ребята, мы с Элей тоже приготовили для вас подарки. Это – интерактивная игра «Раскрась игрушку» и игрушки, вылепленные из глины.
Вы сможете превратиться в настоящих народных мастеров и расписать их разными орнаментами. До свидания, ребята! До новых встреч!
Дети: До свидания.
Слайд №14 (Воспитатель нажимает сидя у доски)
Воспитатель: Ребята. Это – интерактивная игра «Раскрась игрушку», в которую вы поиграете в свободное время, а это – (идет, берет коробку с игрушками из глины) игрушки из глины, от Эли и Аллы, которые мы с вами обязательно раскрасим в группе.
Ребята я хочу похвалить вас за старание и терпение! Вы молодцы! Всем спасибо! (Проходит – показывает детям, затем ставит коробку на полочку и берет поднос с лошадками – оригами).
Дорогие гости. Наши дети сделали и для вас подарки тоже, пусть ваши ребятишки их раскрашивают. (Педагог подает поднос гостям, сидящим на стульях).
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями. Что нужно сказать?
Дети: До свидания!
Слайд №15 (Нажимает помощник)
(Дети под народную музыку выходят с мероприятия).
Заставка «Деревня Небылиц» (картинка деревня)