Cветлана Базанова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление… Человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь!»
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Композиторы и музыкальные произведения
- Консультации для родителей
- Темочки
(Карл Орф (1895-1982, немецкий композитор и педагог.)
Влияние музыки на культуру, как человека, так и общества в целом, безусловно, очень велико. Говоря о культуре, мы можем с уверенностью сказать, что разным обществам присущи разные музыкальные пристрастия. Более того, без сомнения, музыка делает культуру каждого общества богаче.
Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по своему содержанию. Её роль в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Д. Б. Кабалевским, О. П. Радыновой и многими другими.)
Их исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей трудно переоценить. И хоть некоторые родители считают, что обучение ребёнка музыке или просто приобщение ребёнка в красивой музыке бессмысленно и её влияние на психику ребёнка минимально, тем не менее, зарубежные и российские учёные утверждают, что дети в детском саду и школе, которые занимаются музыкой, или просто слушают классическую музыку, справляются со сложными и неординарными заданиями намного лучше и быстрее, чем дети, которые не имеют к музыке практически никакого отношения.
Доказано, что чем раньше ребёнок соприкоснется с музыкой (начиная с пестушек, колыбельных, потешек, которые поют ему родители, тем лучше это для его психического, эмоционального, интеллектуального, нравственного развития. Ведь все эти музыкальные произведения для детей:
проникнуты гуманизмом;
отличаются проникновением в мир чувств, отражают детские интересы, они образны и доступны для дошкольников различных возрастных групп;
яркие и запоминающиеся, опираются на интонационно-ладовый строй музыки русского народа;
отвечают требованиям большого искусства;
отражают разные музыкальные формы (в том числе и более крупные) и различные жанры.
Народная и классическая музыка широко и ярко представлена в репертуаре Программы музыкального воспитания дошкольников. Известно, что многие композиторы-классики проявляли большой интерес к созданию произведений для детей. Так вспомним «Детский альбом» П. И. Чайковского, циклы «Картинки с выставки», «В детской» М. П. Мусоргского. Все они разнообразны по тематике и жанрам, рисуют события жизни. Можно назвать и других русских и советских композиторов, чьи произведения доступны для детей по форме и по содержанию: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие.
Таким образом, при наличии и использовании педагогами и родителями большого количества интересных музыкальных произведений великих композиторов существует реальная возможность приобщить детей-дошкольников к классической музыке.
В нашем детском саду эта работа ведётся планомерно. Редкое музыкальное занятие проходит без прослушивания произведений русских композиторов. Радует, что дети умеют слушать музыку (развивается усидчивость, внимание, могут проанализировать её характер (приобретается, накапливается их словарный запас, запоминают произведения и впоследствии могут, не затрудняясь, сказать его название (развивается музыкальная память).
К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем ДОУ относится формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической. Вот поэтому на музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и весёлую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например, прослушав грустную музыку, дети старшей группы решают, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжёлая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу?
Помимо задачи приобщения к классической музыке, дети учатся различать музыкальные инструменты по способу извлечения звуков (клавишные, духовые, ударные, узнают о таких формах музыкального исполнительства, как соло, дуэт, трио, ансамбль, оркестр. Они узнают о «домах», где чаще всего звучит такая музыка (театры оперы и балета, залы консерваторий и филармоний).
Завершаются такие занятия игрой. Это бывает и музыкальная викторина, и собирание паззлов с изображением музыкальных инструментов, фантазийные танцы под классическую музыку и многое другое.
Если же детям выпадает возможность слышать музыкальные произведения в исполнении своих сверстников, то это ещё больше активизирует их внимание, заставляет с особым интересом слушать музыку. Вот поэтому мы рекомендуем родителям детей старшего дошкольного возраста вместе с ребёнком посетить местную школу искусств, чтобы в непосредственной обстановке соприкоснуться с миром классической и народной музыки, поближе познакомиться с учениками и педагогами этой школы. Может быть, в будущем, кто-то из ваших детей тоже придёт туда учиться музыке, и даже станет профессионалом.
Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Вот поэтому нам трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека - слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».
Следовательно, перед нами, взрослыми, не стоит задача, чтобы все дети стали музыкантами-профессионалами. Да это и не нужно! Музыкальное воспитание должно обогатить нравственный облик ребёнка, активизировать его умственную деятельность, физическую активность. Оно должно помочь ребёнку-дошкольнику установить связь с жизнью, побудить к развитию у него инициативы, активности, творческих действий.