Галина Левицкая
Опыт работы «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к экспериментированию
Подготовила: Педагог - психолог Левицкая Галина Николаевна
Слайд 2:
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…
А. Экштейн
Слайд 3:
Актуальность
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления,
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к экспериментированию“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Слайд 4:
Экспериментирование - эффективный метод
познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет
огромный развивающий потенциал.
Главное его достоинство заключается в том, что он дает детям реальные
представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и
средой обитания.
Слайд 5:
Связь детского экспериментирования
с другими видами деятельности
Слайд 6:
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать
без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Слайд 7:
Организация работы
идет по трем взаимосвязанным направлениям:
Слайд 8: Живая природа
Слайд 9: Неживая природа - Опыты с водой
Слайд 10: Неживая природа - Опыты с песком
Слайд 11: Человек
Слайд 12: Создание условий для самостоятельного экспериментирования
Слайд 13:
Для поддержки интереса к познавательному экспериментированию важно использовать :
• Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
• События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
• Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Слайд 14:
В результате дети научатся:
Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
Высказывать предположения об ожидаемом результате.
С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Слайд 15:
Формы взаимодействия с родителями воспитанников
Анкетирование родителей.
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.
Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Открытые мероприятия для родителей.
Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Слайд 16:
Литература
Слайд 17:
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
А. А. Сухомлинский